Федеральный девелопер GloraX в конце сентября начал комплексное освоение территории «Экорайона» в Кировском районе Казани. Президент компании Дмитрий Кашинский рассказал в интервью РБК Татарстан, что на уникальной территории в непосредственной близости от центра города и берегов Волги, окруженной лесом, будет реализован проект, включающий жилье комфорт, бизнес и премиум-классов. Особое внимание уделят обустройству парковых и прогулочных зон, которые позволят жителям почувствовать единство с природой. В Московском и Советском районах города девелопер анонсировал проекты GloraX Урицкого и GloraX Камалеева.
Все казанские проекты GloraX, по словам Дмитрия Кашинского, будут реализованы на базе единой продуктовой платформы девелопера, включающей уже зарекомендовавшие себя в других регионах решения, а также уникальные инновации, которые разрабатывает лаборатория GloraX Lab. Данные разработки, рассказал президент компании, позволяют создать для жителей атмосферу комфорта и счастья.
Обширная география
— Расскажите о стратегии развития бизнеса GloraХ. Чем было обусловлено решение начать экспансию в регионы России?
— Развитие в регионах России – это стержень нашей долгосрочной стратегии, на который мы сделали ставку в 2022 году. Тогда мы предположили, что новая политико-экономическая реальность будет благоприятствовать развитию регионов. И сейчас мы понимаем, что приняли абсолютно правильное решение: и областные центры, и другие крупные города страны демонстрируют экономический рост. Среди драйверов я, в первую очередь, могу назвать государственную политику, которая в последние годы акцентирована на региональном развитии. Еще один драйвер роста – это загрузка предприятий оборонного комплекса и промышленных производств по всей стране. Третий фактор, который оказывает значительное влияние – выплаты по контрактам с Минобороны РФ. В некоторых регионах, в том числе в Татарстане, они достигают высокого уровня, и в результате в стране формируется новый средний класс.
Эти тезисы подкрепляют данные официальной статистики. В ряде городов – Оренбурге, Кирове, Набережных Челнах рост доходов населения превысил 20% в год, а вот в Москве динамика составляет всего 7%. Рост цен на недвижимость в Омске, Челябинске и Кемерово за последний год превысил 40%. В Москве он составил 10-15%. Объемы продаж недвижимости в Нижнем Новгороде, Туле, Хабаровске, Самаре, Волгограде за год выросли более чем в 2 раза.
Все это говорит о том, что мы верно сделали ставку на развитие в регионах. Мы планируем активно двигаться в данном направлении. И работа в Казани – это очень важный шаг в реализации долгосрочной стратегии GloraX.
— В каких регионах на данный момент присутствует компания GloraX? Согласно стратегии развития компании, какую долю субъектов страны от их общего количества планируется охватить в перспективе?
— Хотелось бы привнести наш продукт во все регионы страны, однако мы трезво оцениваем свои возможности. На данный момент география присутствия GloraX охватывает 9 городов: Москву, Санкт-Петербург, Ленинградскую область, Нижний Новгород, Казань, Ярославль, Владимир, Мурманск и Омск. До конца года, исходя из имеющихся наработок, мы расширим число регионов присутствия – их будет порядка 15. А в следующем году мы планируем выйти еще в 10 регионов. Таким образом, по итогам 2025 года GloraX будет работать в 25 субъектах России. Думаю, что по этому показателю мы станем номером один среди российских девелоперов.
— По каким критериям вы выбираете города для экспансии?
— Мы очень взвешенно подходим к выбору городов для реализации наших проектов в ходе региональной экспансии. В России есть крупные города – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, в которых работает большое количество застройщиков, где рынок довольно перегрет за счет высокой конкуренции, больших объемов предложения. Как следствие, перегрет и рынок земельных участков. Да, мы присутствуем на рынке Москвы и Петербурга, но не видим их в качестве стратегических, так как конкуренция и стоимость земельных участков под строительство на этих рынках очень высоки. Таким образом, более правильным видится затрачивать ресурсы как финансовые, так и человеческие на развитие в тех регионах, где рынок недвижимости еще не настолько затоварен. Такой подход представляется более эффективным.
Вместе с тем, мы не рассматриваем города с населением менее 300 тыс. человек, так как спрос здесь не так велик. В результате остается 59 городов, которые мы видим для себя в качестве целевых. Это гигантский рынок, поскольку в этих городах проживает порядка 35 млн человек. Скоринговая модель GloraX на основании 75 параметров анализирует эти города, определяя наиболее перспективные. В начале каждого года мы выбираем из рейтинга 10 наиболее перспективных городов, выход в которые становится целью текущего года.
Как я уже говорил, регионы сейчас активно развиваются, растет численность населения и доходы горожан. И наша компания в последние годы целенаправленно движется к тому, чтобы охватить этот гигантский рынок.
GloraX в Казани
— Почему было принято решение выйти на рынок Татарстана? Чем он привлекателен для вас?
— Татарстан – это динамично развивающийся регион с экономической точки зрения в целом и с точки зрения рынка недвижимости в частности. Так, по итогам первого полугодия объем инвестиций в Татарстан превысил 521 млрд руб., что на 24,3% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Это совершенно явно говорит о том, что республика является инвестиционно привлекательной. Доходы населения растут, промышленность развивается, и, как следствие, растет рынок недвижимости. В целом, на наш взгляд, Татарстан является одним из наиболее интересных рынков для девелоперов.
— На ваш взгляд, есть ли у рынка столицы Татарстана те или иные характерные особенности?
— Рынок недвижимости Казани является очень продвинутым, высокоразвитым и конкурентным, на нем представлено большое количество профессиональных игроков. Мы видим, какое пристальное внимание власти республики и города уделяют тому, чтобы жилищное строительство развивалось в направлении создания комфортной среды. Мы глубоко проанализировали те проекты, которые реализуются в Казани, и увидели явный ориентир на комфорт, высокие требования к продукту, в том числе благоустройству. Кроме того, представлено большое разнообразие планировочных решений с большими площадями квартир: есть варианты с просторными ванными, террасами на первых и последних этажах, в том числе доступными для всех жителей проекта.
Также могу отметить большое количество двух-, трех- и более комнатных квартир в реализуемых проектах Казани, на которые в совокупности приходится 52% от общего объема предложения. Например, в Санкт-Петербурге в среднем по рынку на такие квартиры приходится не более 35%. Нашу компанию данный тренд радует, так как открывает для нас большие возможности в части работы с квартирографией проектов и воплощения в более просторных квартирах разнообразных, интересных планировочных решений.
Отдельно хочу отметить высокое внимание, уделяемое властями города и непосредственно главным архитектором Казани внешнему облику новостроек: увеличенные окна, архитектурная подсветка и качественные фасадные материалы. Я считаю рынок Казани очень интересным рынком для девелопера, и для нас соответствовать его высоким требованиям – это серьезный вызов.
— Расскажите о проектах, которые GloraX реализует в столице Татарстана?
— Первый проект, с которым мы стартовали в Казани, – это GloraX Экосити. Он будет реализован в очень интересной локации, которая находится в 10 минутах от центра города в окружении природы – лесного массива, поблизости от реки Волги. Мы очень внимательно относимся к этой территории и планируем реализовать там проекты в разных ценовых сегментах – от комфорт-класса до премиального жилья. Недавно мы получили разрешение на строительство, открыли продажи и приступаем к строительству.
С учетом масштаба застройки и вариативности сегментов жилья мы будем работать в данной локации достаточно долго. Реализация проекта запланирована у нас на период до 2032 года.
Помимо жилой недвижимости здесь также предусмотрено строительство социальных объектов, обустройство прогулочных зон – все, о чем можно говорить в контексте качественного продукта, будет реализовано в рамках проекта GloraX Экосити. Плюс – качественные стройматериалы, инженерное обеспечение и проработанные фасадные решения.
GloraX стал первым девелопером, осваивающим территорию «Экорайона». Думаю, что реализация нашего проекта станет стимулом для ее развития и другими игроками рынка, в результате чего город получит новую знаковую локацию.
Кроме того, у нас есть проекты GloraX Камалеева в Советском районе Казани и GloraX Урицкого – в Московском. Это проекты точечной застройки, которые мы можем гармонично вписать в уже существующую ткань города. Каждый из них будет образцом уникальной архитектуры, и в своих локациях они станут градостроительными доминантами как с точки зрения высотности, так и архитектурных решений.
Комфорт и счастье под ключ
— В каком сегменте планируется реализовать проекты, расположенные в Советском и Московском районах Казани?
— Эти проекты относятся к сегменту бизнес, они выделяются авторской уникальной архитектурой, современной инженерной начинкой, качественным благоустройством, в квартирах предусмотрена система «умный дом». В каждом проекте GloraX есть комьюнити-центр – общественное пространство с коворкингом, которое жители используют для досуга, общения и работы. Помимо этого, у нас есть собственная управляющая компания GloraX Home. Мы разработали очень высокие стандарты обслуживания жителей в объектах Москвы и Санкт-Петербурга и тиражируем их на другие города. В результате собственники квартир в наших жилых комплексах в городах России могут получить такой же качественный сервис, что и жители двух столиц.
— А будет ли у казанских проектов некая региональная специфика?
— Разумеется, мы проводим исследования и изучаем особенности региональных рынков перед запуском проектов. К примеру, жители Татарстана стремятся проводить много времени вместе с семьей и родными, они очень гостеприимны и нередко собираются дома за большим столом. Это находит отражение в квартирографии наших казанских проектов – среди планировок преобладают квартиры с просторными кухнями-гостиными.
Как девелопер мы стараемся соблюдать баланс между массовым строительством и индивидуальными предпочтениями наших клиентов. Наш типовой продукт базируется на единой платформе GloraX, содержащей типовые элементы и решения, а процесс проектирования и строительства унифицирован – это нужно для контроля качества и операционной эффективности. Такой подход позволяет тиражировать проекты в разных регионах, менять их компоновку, как в конструкторе, создавая многообразие и вариативность планировочных и иных решений в нашем продукте. В тоже время, мы с большим вниманием и уважением относимся к запросу клиентов, и благодаря гибкости нашей типовой платформы имеем возможность воплощать востребованные на том или ином рынке продуктовые решения.
Мы уже 10 лет создаем качественный продукт, который соответствует рынку с точки зрения планировок, фасадных решений, облика лобби и других параметров, но несколько лет назад задумались о том, а счастлив ли житель современного города в таком формально очень привлекательном жилом комплексе. Мы провели ряд исследований с привлечением различных специалистов и неожиданно сделали вывод, что существующие проекты, и наши в том числе, отвечают ожиданиям покупателей, очень привлекательны, но их потенциал не исчерпан, и мы можем создать для жителей такие условия, которые добавят им комфорта и сделают еще счастливее.
Тогда мы применили новаторский подход, который пока не имеет аналогов, и создали лабораторию продуктовых решений GloraX Lab, пригласив нетипичных для рынка недвижимости специалистов: психологов, нейробиологов, спортсменов и других профессионалов, которых, как правило, не привлекают к разработке девелоперского продукта. В результате, мы получили достаточно много идей для новаций в продукте. Работа в GloraX Lab не заканчивается, мы продолжаем разрабатывать новые продуктовые решения и будем их в следующих проектах.
Расскажу, как это работает, на примере детской площадки. Типовая детская площадка в России представляет собой игровое пространство для детей, окруженное скамейками для родителей. Один из экспертов GloraX Lab обратил внимание, что детские площадки все чаще фигурируют в криминальных хрониках, поскольку в детские конфликты часто оказываются вовлечены родители, что нелучшим образом сказывается на добрососедских отношениях. Чтобы решить проблему, надо лишь отодвинуть скамейки подальше от игрового оборудования. Находясь на расстоянии от взрослых, дети получают возможность самостоятельно улаживать ссоры. С точки зрения затрат такое решение ничего не стоит, однако позволяет обеспечить комфорт жителей и минимизировать конфликты между ними.
И таких примеров можно привести множество. Незначительные на первый взгляд перемены в дизайне среды на самом деле могут оказать большое влияние на повседневный комфорт и психологическое и даже физическое здоровье людей. И для нас это важно. Все эти знания мы аккумулируем в нашем продукте, привнося в него новшества. Поэтому я уверен, что наш во многом новаторский подход к девелопменту найдет позитивный отклик у жителей Казани.
Гармония города и природы
— Какие новации планируется реализовать в проекте GloraX Экосити?
— Как я уже говорил, мы понимаем уникальность территории, на которой будет реализован проект GloraX Экосити, а также тот факт, что его целевой аудиторией будут люди, которые хотят совместить две порой несовместимые вещи – близость к центру города и проживание в комфортной экологичной среде, а данная локация, на мой взгляд, позволяет это сделать.
Поэтому мы делаем акцент на экологичных материалах, благоустройстве, создании прогулочных зон. Это будет проект средне- и малоэтажной застройки, наиболее комфортной для человека по масштабу.
Мы создадим в GloraX Экосити такие условия, чтобы человек мог ощутить близость к природе, продолжая при этом пользоваться технологиями и другими благами, привычными для современного жителя мегаполиса. В него, разумеется, будут интегрированы те решения, что есть в нашем типовом продукте и новации, разработанные в GloraX Lab.
— Планирует ли компания расширить присутствие в Казани – будут ли запускаться новые проекты? Есть ли интерес к другим городам Татарстана?
— Да, мы продолжим заниматься развитием девелоперского бизнеса в Казани и намерены стать для города надежным партнером и инвестором. Помимо трех проектов, о которых я уже рассказал, мы ведем переговоры по достаточно большому количеству площадок. Я думаю, что GloraX довольно быстро нарастит суммарный портфель проектов в столице Татарстана до 1 млн кв. м.
Казань для нас – один из стратегических городов присутствия, где мы хотим работать долго и занимать достаточно большую долю рынка. Нам есть, что предложить рынку недвижимости Казани, и для нас данный регион очень интересен. Уверен, что наши проекты будут востребованы у жителей города. И я не исключаю, что в 2025-2026 годах мы анонсируем выход еще в какой-либо город Татарстана.