По данным Data Insight, к концу 2024 года объем продаж на рынке электронной коммерции в России вырастет на 36% и достигнет 10,7 трлн рублей. Растут интернет-продажи, усложняется логистика — как быть предпринимателям, которые работают с клиентами, предпочитающими мультиканальный подход в покупках? Анастасия Богданова, руководитель подразделения Boxberry в Казани считает, что выход из логистического лабиринта помогают найти прежде всего IT-разработки.
Анастасия, продавцов на рынке становится всё больше, при этом большинству нужны не стандартизированные, а индивидуальные решения. Логистам приходится подстраиваться?
Да, мы видим, что предпринимателям приходится задействовать разные каналы продаж. Покупатели используют площадку, которая удобна в моменте: интернет-магазин или маркетплейс, сервис объявлений, соцсети или мессенджер. Кроме того, в зависимости от типа и масштаба бизнеса, отличаются требования самих продавцов. Поэтому сейчас наша работа наполовину состоит из IT-разработок, которые позволяют автоматизировать доставку.
Самое распространенное решение — личный кабинет интернет-магазина, с помощью которого продавец фактически сразу подключается к Boxberry. Не нужно идти в офис: заполняем данные в ЛК и передаем товары в доставку в этот же день. В личном кабинете можно создавать заказы, отслеживать их движение, подключать дополнительные услуги для каждого конкретного отправления. Для продавцов на маркетплейсах есть решение, интегрированное с Ozon. С его помощью можно отследить все заказы с маркета и отправить товары в отделения Boxberry в Беларуси. Ещё одна бесплатная интеграция через сервис API-ship позволяет подключить доставку Boxberry с Яндекс.Маркета.
В целом все наши инструменты помогают селлерам расширить географию продаж, решить вопросы с доставкой негабаритного груза или товаров, которые запрещены к продаже через маркетплейсы, но не входят в перечень запрещенных к доставке у Boxberry. Чтобы работа была максимально четкой, мы разработали целую серию модулей для интеграции по API со всеми популярными CMS (система создания и управления сайтами, — прим.Ред.). Они позволяют минимизировать ручной труд и быстро обрабатывать заказы: после добавления в корзину покупатель сам подбирает необходимые ему дополнительные услуги: примерку или оплату картой, а также адрес и тип доставки. Эта информация попадает в ЛК интернет-магазина и базу компании, остается только сдать заказы в ближайшее отделение или пригласить курьера.
Есть и другие форматы сотрудничества: запуск совместных рекламных кампаний, открытие партнерского пункта выдачи или покупка франшизы логистического офиса. Партнерский ПВЗ открывается на базе существующего бизнеса. Эта схема позволяет получать дополнительный доход от задействованных в основном деле ресурсов – помещения, сотрудников. Логистический офис Boxberry – принципиально иной формат. Здесь мы уходим от традиционного пункта выдачи заказов к бизнес-модели, в которой предприниматель может растить свой доход за счет подключения интернет-магазинов, привлечения физических лиц на отправку посылок, а также приема и выдачи посылок. Конечно, мы обучаем франчайзи и сопровождаем во время реализации проекта.
Допустим, предприниматель решает отдать доставку на аутсорс, каким будет его сотрудничество с логистической компанией?
В Boxberry схема одинакова для большинства селлеров: необходимо изучить договор оферты, зарегистрироваться в личном кабинете и внести данные о компании. Этого достаточно для старта.
Дальше каждый магазин настраивает доставку под себя: определяет направления, подключает опции выдачи. Например, для магазина одежды или обуви обязательна примерка и частичная выдача товаров из заказа. Потому что покупателям нужно дать возможность посмотреть, как сидит на них вещь, насколько она удобна и подошел ли размер. Эти опции снимают многие страхи клиентов и увеличивают количество заказов.
В категории товаров для дома примерка совершенно не нужна, без частичной выдачи тоже можно обойтись. Однако магазину этой категории нужно сверить, какие товары из ассортимента пройдут по весу и габаритам: вес до 31 кг, наибольшая сторона не более 120 см, а при подключении услуги габарит+ не более 185 см. Есть в этом сегменте и запрещенные на сегодняшний день к перевозке товары: кресла-мешки, например. Но мы работаем над тем, чтобы найти решение для таких групп товаров, разрабатывая спецтарифы.
Важный момент — возврат денег за выданные заказы с оплатой при получении. Если логистический партнёр будет задерживать выплаты, магазину грозят кассовые разрывы. Поэтому мы в Boxberry строго соблюдаем сроки перевода средств клиентам. Если деньги нужны уже на следующий день после вручения посылки, можно подключить опцию «Быстрые деньги».
После выбора всех параметров доставки клиент может использовать готовые ИТ-решения, чтобы автоматизировать работу с доставкой.
Как лучше всего выстроить логистику селлеру, только начинающему торговлю в онлайне?
Начинающим продавцам нужно больше времени для отлаживания бизнес-процессов, активных продаж, формирования клиентской базы и привлечения подписчиков. Поэтому в Boxberry создали несколько готовых решений, которые облегчат работу с логистикой и освободят время для других дел. Например, можно интегрировать доставку из интернет-магазина во ВКонтакте, добавив мини-приложение Boxberry в сообщество. После этого можно оформлять заказы, не выходя из соцсетей.
У такого решения есть несколько плюсов: не нужно заполнять договор, можно доставлять по более выгодным тарифам (по сравнению с мобильным приложением и сайтом, — прим.Ред.), а селлер получает доступ ко всей необходимой информации о каждом отправлении. Любые вопросы по работе с мини-приложением можно задать менеджеру Boxberry непосредственно через VK.
В Telegram Boxberry сотрудничает с сервисами по созданию интернет-магазинов. Tgshop, например, позволяет быстро создать магазин в Telegram и подключить доставку. Клиентам будет будет доступен самовывоз и доставка до двери, а оформить каталог магазина можно буквально за 15 минут. Продавец получает весь необходимый функционал для продаж и приема заявок, а также возможность бесплатной интеграции с Boxberry.
Сегодняшний покупатель приобретает товары там, где ему удобно. Как бизнесу учитывать эту мультиканальность с точки зрения вопросов логистики?
Приоритетная задача транспортной логистики — выстроить наиболее эффективную схему доставки для каждого из каналов продаж. И фундаментом, конечно, является IT. Например, интеграция доставки Boxberry с маркетплейсами позволяет автоматизировать работу с онлайн-заказами, экономит время и упрощает процесс оформления посылок. Все заказы с маркетплейса попадают в личный кабинет Boxberry, где их легко отследить. Статус доставки автоматически передается в личный кабинет маркетплейса, а адреса отделений своевременно обновляются.
Работая с маркетплейсами, мы не только предлагаем селлерам доставку заказов по РФ и в страны СНГ, но и предоставляем дополнительные услуги по примерке и частичной выдаче заказов.
Ещё одна полезная опция — индивидуальный менеджер, который поможет разобраться в нюансах, подберет тариф, расскажет об акциях и поможет создать первые заказы. Техническая поддержка доступна по горячей линии круглосуточно и без выходных.
Помимо прочего, Boxberry предоставляет селлерам упаковку для заказов. Можно заказать необходимое количество через личный кабинет или бот в телеграме непосредственно на склад интернет-магазина, либо забрать в отделении. Этот процесс тоже можно автоматизировать — подключить дополнительную услугу и забирать забронированное количество всех упаковочных материалов в момент передачи заказов в отделении Boxberry.
Начинающим интернет-магазинам облегчает жизнь опция передачи заказов «без бумаг». Благодаря ей селлерам не нужно печатать этикетки, акты и прочие документы для передачи.
К слову, если ближайшее отделение далеко от склада интернет-магазина, посылки заберет курьер. Оформить курьерский забор также можно в личном кабинете Boxberry.
Вы уже упомянули отправку товаров в СНГ, как развивается это направление?
Сейчас СНГ — это один из лучших рынков для расширения бизнеса. В топ стран, куда российские продавцы отправляют чаще всего, входят Беларусь, Кыргызстан и Армения. Если в Беларуси, как и в Казахстане, интернет-магазинам можно быстро выйти на большой объём продаж, то в Кыргызстане и Армении в силу меньшей конкуренции со стороны местных онлайн-продавцов, продвигаться легче. При этом аудитория в этих странах очень лояльна и заинтересована в покупке российских товаров. Для интернет-продавцов выход на рынки стран СНГ означает многократный рост числа потенциальных клиентов, которые понимают русский язык и могут вести расчеты в рублях. При этом все вопросы с приемом оплаты и доставкой решаются очень просто.
Boxberry доставляет грузы в Белоруссию, Казахстан, Армению, Киргизию и Таджикистан. Селлеру необходимо пройти регистрацию в качестве участника ВЭД. Работать с СНГ направлениями можно в обычном личном кабинете интернет-магазина. Сразу отмечу важность соблюдения таможенных правил. Например, ошибки в сопроводительных документах могут привести к задержке груза на границе. Чтобы избежать таких ситуаций мы помогаем продавцам разобраться в том, какие документы и для какой страны необходимы.
Что отличает Boxberry от других игроков на рынке?
Одно из основных наших преимуществ — широкая география доставки. Сеть насчитывает около 4,5 тыс. ПВЗ по всей России, есть доставка во все регионы и за рубеж. Мы делаем все, чтобы обеспечить оптимальное сочетание цены и качества. Любой тариф, как конструктор, можно регулировать подключением или отключением дополнительных услуг, будь то примерка или приём наличных. Такой важный для селлеров вопрос, как упаковка, полностью продуман: у Boxberry в ассортименте пакеты и коробки разных размеров, плюс пупырчатая пленка и крафт-бумага для упаковки. И, конечно, в линейке все самые востребованные размеры — Х, XL, L, M, T, XL.
В Boxberry интуитивно понятный интерфейс личного кабинета, что делает оформление заказа и отслеживание посылки максимально простым и удобным. В то же время наши IT-решения позволяют обеспечить дополнительный уровень клиентского сервиса для бизнеса партнеров — личные кабинеты для интернет-магазинов, пунктов выдачи заказов, клиентов-получателей, а также дополнительные сервисы интеграции в CMS интернет-магазинов и API-интерфейс для программного взаимодействия с нашими сервисами.
В преддверии новогодних праздников какие советы вы можете дать селлерам, чтобы снизить риски в период покупательской активности?
Самый главный совет — планировать заранее. Чем ближе праздники, тем выше будут затраты на производство, доставку и фулфилмент. Начав подготовку заблаговременно, можно сэкономить и избежать проблем с логистикой в пик сезона.
Обязательно советуем подключать несколько логистических компаний для доставки товаров. Они должны иметь развитую транспортную сеть и пункты выдачи по всей стране, что значительно облегчит процесс доставки заказов. В предновогодней суете этот критерий один из ключевых.
При больших объёмах для более оперативной обработки груза лучше вызвать курьера за заказами либо сдать их непосредственно на терминал компании — это сократит срок доставки.
И, конечно, стоит подключить опцию «Быстрые деньги». С ней не будет кассовых разрывов, а в пиковый сезон продавец сможет обеспечить наполнение складов востребованными товарами.
Какие ключевые тренды в логистике сегодня существуют для продавцов?
Рост рынка e-commerce замедляется. По прогнозам аналитиков Data Insight, в 2024 году объём интернет-продаж вырастет на 36% и достигнет 10,7 трлн рублей, но уже в 2025 году рост составит 26%, а в 2026 году — 18%. Это ожидаемо: рынок наполняется и уже не может давать такого взрывного роста, как в самом начале своего формирования. Однако прирост за счёт перетока из офлайна сохранится.
Конкуренция растёт, изменяется поведение потребителей. И это мотивирует продавцов переходить на мультиканальные продажи. Boxberry разрабатывает и предлагает решения для интеграции с различными площадками, чтобы продавцам удобно было автоматизировать доставку, где бы они ни продавали.
Ещё один тренд: пункты выдачи становятся все ближе. Селлерам стоит обратить внимание на формат самовывоза — для клиентов это удобный способ получения заказа, который легко вписать в привычный распорядок дня. География пунктов выдачи заказов тоже играет в этом немалую роль — доступность ПВЗ сократилась с 500 метров до 100 или 50 метров. При этом чаще всего у клиента в этой зоне есть выбор из нескольких точек разных брендов. Сети маркетплейсов сейчас суммарно насчитывают около 100 тыс. ПВЗ, а сети крупных служб доставки – десятки тысяч точек. Самовывоз становится логичным решением — проще и быстрее заказать товар в интернете, а на следующий день получить его в ПВЗ у дома, чем идти в магазин.