Стремительно меняющаяся логистика
В условиях внешних ограничений производители различной продукции меняют логистические процессы. Компании сокращают число посредников и открывают новые маршруты. Представители бизнеса и властей обсудили изменившиеся условия, вызовы и дальнейшее развитие на круглом столе в Торгово-промышленной палате РТ.
В комплексе все изменения повлияли на сроки доставки, удорожание логистики и сложности по международным расчётам. Начальник управления транспорта минтранса РТ Марат Хисамутдинов на круглом столе отметил, что за 2023 год количество контейнерных поездов увеличилось практически на 40%, и компании находятся в постоянном поиске новых подходов к логистике.
Начальник управления логистики «Казаньоргсинтез» (входит в холдинг СИБУР) Андрей Гафаров дополнил, что макроэкономические факторы ставят новые вызовы перед управлением цепями поставок.
«Мы выделяем несколько больших подходов в управлении цепями поставок. Это повышение гибкости, скорость принятия решений, оценка рисков и внедрение цифровых инструментов для быстрого принятия решений и их оптимизации», — сказал Гафаров.
Он отметил, что СИБУР сохраняет широкую географию поставок, и в компании действует вертикальная интеграция всех процессов управления цепями поставок. Иными словами, СИБУР контролирует все звенья логистики, что позволяет оптимизировать прибыль с учетом всех ограничений, связанных с сырьем, производством и перевозками.
«Мы идем в сторону коллаборации с клиентами. Это позволяет нам совместно планировать графики поставок, управлять рисками и интегрировать планы и ограничения клиентов в наш процесс управления цепями поставок. Это ускоряет реакцию на вызовы и возможные риски. Подобный подход дает максимальную прозрачность и управляемость всех процессов», — сказал Гафаров.
Электронные сервисы решают реальные задачи
Гафаров добавил, что компания использует метод уберизации (использование цифровых сервисов, которые координируют процессы и исключают посредников из цепочки. В логистике позволяет сократить число пустых рейсов – РБК Татарстан). В качестве примера он привел успешное взаимодействие СИБУРа, чьи потоки пищевых полимеров направлены с востока на запад нашей страны, с FMCG компаниями и розничными сетями. «Уберизация транспорта позволяет сократить порожний пробег и снизить затраты для всех участников», — сказал Гафаров.
Среди других цифровых решений, используемых СИБУРом — программа, которая позволяет без участия человека совмещать все необходимые грузовые потоки. На всех предприятиях внедрены системы складского управления и управления транспортом – как автомобильным, так и железнодорожным.
«На одном из предприятий компании внедрен проект «Шаттл» – это беспилотная машина, которая доставляет товарно-материальные ценности по территории предприятия. Не оставляем без внимания проекты, связанные с беспилотными погрузчиками. Понимаем, что это еще «опытные проекты» и их окупаемость невысокая. Мы видим, что с годами технологии дешевеют, и в разрезе двух-трех лет они могут дать хороший потенциал», — сказал Гафаров.
Председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников заметил в беседе с корреспондентом РБК Татарстан, что многим местным операторам логистики есть чему поучиться у СИБУРа. «Эта компания не выросла в Татарстане, а пришла к нам со стороны, и у многих было недоверие к ней, существовало предубеждение, что пришлые компании могут вести не всегда полезную нам деятельность, - рассуждает Сотников. - Но если спустя несколько лет посмотреть на татарстанские предприятия СИБУРа, я считаю, что их приход был крайне позитивным и положительным. С их стороны внедрено много нововведений не только на «Казаньоргсинтезе», но и в Нижнекамске. Конечно, местами их новшества идут тяжело, со скрипом, но предприятия СИБУРа меняются, это заметно. Наши компании работают по всей стране, а раньше регулярно взаимодействовали с лучшими зарубежными компания, так вот СИБУР работает на этом уровне».
Логистика в России и других странах
Новые условия формируют задел для будущих изменений. Руководитель операционно-логистического направления ООО «ФИТ» (группа FESCO) Андрей Накх отметил, что по прогнозам, рост контейнерооборота продолжится. По мнению Накха, в 2024 году увеличение составит порядка 6%.
«Необходимо изменение правил. Можно построить огромное число терминалов, но, если железная дорога и регион не будут обращать внимания на грузовую базу, это будет неэффективно. Например, Татарстан находится на полигонах двух железных дорог. Технический план всей Горьковской дороги на Дальневосточную составляет всего 14 вагонов, когда составность поездов минимум 40 вагонов», — сказал Накх.
Член правления, исполнительный директор компании «Noytech Supply Chain Solutions» Марко Ляйневебер отметил другие проблемы. Он заявил, что затраты повышаются каждый день – это и зарплаты, и транспорт, и остальные расходы. Еще один вызов, уже для международных перевозок – это усложнение цепи поставок, поскольку на некоторых территориях действуют ограничения, а грузы необходимо доставить вовремя. Из-за санкций страдает и финансовый аспект логистики.