
Потребность в ИТ-специалистах в республике остается высокой – количество вакансий в сфере высоких технологий в среднем выросло на 17%, рассказал РБК Татарстан заместитель министра цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ Булат Габдрахманов. На сегодня в ИТ-отрасли в регионе занято порядка 42 тыс. человек.
«Планомерная подготовка различных ИТ-специалистов остается актуальной. Важно максимально с раннего возраста привлекать детей к различным техническим направлениям, чтобы они с малых лет погружались в реалии индустрии, понимали, что такое ИТ-рынок и ИТ-профессия в целом, не только в ИТ-компаниях. Это приоритет», — заявил Габдрахманов.
Код будущего
По его словам, сильная сторона Татарстана – наличие множества возможностей для вовлечения несовершеннолетних в техническое творчество – на сегодня им занято порядка 46 тыс. детей или 10%. Знакомить их со сферой информационных технологий начинают с детского сада. Дошкольники с навыками программирования могут выходить на соревнования, например, в межрегиональном детском чемпионате «Юный мастер».

Для учащихся 8-11 классов, а также студентов колледжей и техникумов в этом году по национальному проекту «Экономика данных» будет продолжен проект «Код будущего», добавил Габдрахманов. Он позволяет пройти бесплатные курсы по программированию от ведущих ИТ-компаний России, записавшись на них через «Госуслуги».
«На рынке такие курсы стоят до 100 тыс. руб. В рамках нацпроекта «Цифровая экономика» в Татарстане бесплатно обучилось порядка 15 тыс. школьников. Если бы каждый из них заплатил свои деньги, получилось бы 350 млн руб.», — заявил замглавы минцифры РТ.
Габдрахманов добавил, что в этом году появилось новое направление проекта «Код будущего» – «Код будущего. ИИ». Оно будет полностью реализовываться в онлайн-формате – на цифровых образовательных платформах.
Для школьников Татарстана также доступна обучающая программа по технологическому предпринимательству «Дай пять!». Ежегодно ее проходит порядка 1 тыс. детей.
«Дети учатся создавать различные программные приложения в связке с бизнесом. Например, в районе, где нет доставки, дети скооперировались с предпринимателем и создали приложение для доставки еды из его кафе. Это важно, поскольку мы не просто вовлекаем детей из районов в сферу высоких технологий, но и показываем им, что, оставаясь на малой родине рядом с родителями, они могут работать: а) на весь мир, б) над самыми современными проектами, с) зарабатывать деньги», — заявил Габдрахманов.
Кроме того, в 18 районах Татарстана есть точки «Яндекс Лицея», где школьники и студенты средних специальных учебных заведений могут обучиться программированию. Габдрахманов отметил, что там реализуются более сложные образовательные программы.
Подготовку кадров для ИТ-индустрии необходимо начинать со школьной скамьи, заявил РБК Татарстан директор по операционному управлению бизнесом компании Innostage Кирилл Семенихин. В этих целях компания разработала для учеников школ специальную образовательную программу по цифровой гигиене.

«Совместно с Минцифры Республики Татарстан, Минобрнауки Татарстана и Детским ИТ-парком мы обучаем школьников цифровой гигиене. Мы разработали курс «Основы личной кибербезопасности» для учеников 7-11 классов, который включает 16 уроков с теорией и практикой – от настройки гаджетов и защиты от кибербуллинга до правил приватности в сети. Комплекты материалов уже направлены в более чем 1600 школ региона, а открытые уроки проходят на базе 94 гимназий Казани. Этот проект формирует у подростков устойчивые цифровые навыки, обучая их безопасной работе с технологиями и распознаванию онлайн-угроз», — рассказал Семенихин.
Также продолжается активная работа студенческого SOC – первого в России межвузовского центра кибербезопасности, объединяющего четыре ведущих технологических вуза Татарстана, добавил он. За прошедший год более 140 студентов совместно с экспертами Innostage обработали свыше 25 тыс. инцидентов, получив ценный практический опыт и значительно повысив квалификацию на реальных кейсах.
Образовательная деятельность этим не ограничивается, отметил Семенихин. В этом году в рамках Kazan Digital Week планируется провести IV Всероссийскую студенческую кибербитву, которая впервые расширена за счет участия ветеранов специальной военной операции. Всего в кибербитве примут участие 252 человека, среди которых 35 ветеранов СВО – студентов, инженеров, разработчиков и добровольцев.
«Возраст участников варьируется от 23 до 50 лет. Это говорит о том, что люди любого возраста могут проявить свой талант. Мы рады приветствовать всех, кто обладает потенциалом и стремлением развиваться в сфере информационных технологий и кибербезопасности. Все эти инициативы направлены на формирование сильного кадрового резерва и защиту цифрового пространства страны», — рассказал Семенихин.
ИТ-образование
По данным минцифры РТ, в Татарстане для полного удовлетворения потребностей рынка необходимо ежегодно готовить не менее 10 тыс. ИТ-специалистов. Фактическая цифра вдвое меньше – порядка 4,5 тыс. кадров. В частности, более 2,8 тыс. человек ежегодно готовят вузы республики, порядка 1 тыс. – колледжи.
Сегодня ИТ-кадры в Татарстане готовят более 10 ведущих вузов и свыше 30 колледжей, добавил замглавы минцифры РТ. Так, например, в КФУ в институте информационных технологий и интеллектуальных систем (ИТИС) образование получают 1,4 тыс. человек, в институте вычислительной математики и информационных технологий (ИВМиИТ-ВМК) – порядка 2,5 тыс., а в институте искусственного интеллекта, робототехники и системной инженерии (ИИРСИ) – порядка 500. В «Университете Иннополис» насчитывается порядка 1,5 тыс. студентов.
Сейчас появился тренд, что ИТ-компании, особенно крупные, начинают выращивать специалистов внутри, заявила РБК Татарстан директор казанского кампуса «Школа 21» Юлия Вершинина. Например, отдельное подразделение, занимающееся образовательными вопросами, есть у компании Innostage — «Академия кибербезопасности».
«Нехватка кадров в сфере информационной безопасности по разным оценкам составляет от 50 до 100 тыс. специалистов. Мы пришли к выводу, что лучший способ найти хороший кадры –самостоятельно готовить их», — сообщил Семенихин.
Для вузов Innostage совместно с университетом «Иннополис» разрабатывает образовательную программу по кибербезопасности. По словам Семенихина, сейчас проект находится на финальной стадии. Образовательную программу планируют бесплатно предоставить 20-25 ведущим техническим вузам России, чтобы они смогли использовать ее в подготовке специалистов по кибербезопасности
Чтобы получить квалифицированного ИТ-специалиста, не нужно ждать, пока он получит диплом – погружать в индустрию его необходимо во время обучения в вузе, заявил РБК Татарстан директор института информационных технологий и интеллектуальных систем Казанского (Приволжского) федерального университета Михаил Абрамский.

«Есть сейчас и была в прошлом большая проблематика: выпускник вуза, который получил много знаний и подтвердил их на экзаменах, приходит в ИТ-индустрию в статусе начинающего. Это неправильно. Для того, чтобы выпускник вуза считался продвинутым, мидл-специалистом, чтобы у него было больше карьерных перспектив, больше возможностей, он должен с первого курса вовлекаться в индустрию, понимать, как она устроена. Очень важно, чтобы для студента ИТ-сфера стала родной, и тогда он за время обучения вырастает в продвинутого специалиста. Мы этот вопрос пытаемся решить тем, активно привлекая партнеров», — сообщил он.
С тем, что студентов нужно погружать в ИТ-индустрию уже во время обучения в вузе, согласился и директор по развитию и кадровой политике Университета Иннополис Радик Валиев.
«Мы не только учреждение высшего образования, но и аккредитованная ИТ-компания, в этом смысле нам проще: студенты при желании и возможности совмещать с первого курса могут начать работать параллельно с учебой. Есть студенты, которые уже на первый курс приходят на уровне джуниор+. Это ребята, которые на любом хакатоне могут перекодить многих, кто уже работает несколько лет», — рассказал он РБК Татарстан.

Валиев отметил, что Университет Иннополис изначально был нацелен на тесное взаимодействие с ИТ-индустрией. Для прохождения практики студентам подыскивают максимально подходящие, валидные организации, сотрудничество с которым вуз старается сохранять годами.
«Я считаю, что сильная сторона системы образования и подготовки ИТ-кадров в Татарстане в том, что в нее, по крайне мере, на вузовском уровне, индустрия хорошо вовлечена. Научное сообщество, бизнес-сообщество и студенты хорошо интегрированы. Это наш конек. Но все эти сильные стороны, на самом деле, имеют большой потенциал для улучшения, особенно в части связи индустрии с образовательными организациями. Да, много сделано, есть хорошие практики, но всегда на разных уровнях говорится, что интеграция недостаточная, ее можно сделать еще интенсивнее, еще качественнее», — заявил Габдрахманов.
Государство, по его словам, должно помогать взаимодействию вузов и индустрии системными шагами. Он напомнил, что в рамках нацпроекта «Экономика данных» есть инициатива, согласно которой крупные ИТ-компании с выручкой от 1 млрд руб. в год будут направлять как минимум 5% средств, сэкономленных на налоговых льготах, на поддержку ИТ-образования в вузах. По словам Габдрахманова, подобную денежную привязку в республике хотят распространить и по линии СПО.
«С точки зрения дополнительных подогревающих эту сферу инициатив – мы хотим ввести ИТ-амбассадоров для вузов и коллежей Татарстана. Скорее всего это будут студенты, которые тесно интегрированы в работу ИТ-парка, знают практически всех резидентов, чем они занимаются, и при этом находятся на одной волне со студентами. Перед ними будет задача не только студентам помогать, но и научным проектным группам. Я думаю, это будет хорошая практика, посмотрим, какие она результаты даст», — сказал замглавы минцифры РТ.
«Войтишники»
В сферу цифровых технологий стремятся попасть и представители других профессий. Так, например, в казанский кампус «Школы 21» каждый третий приходит, имея успешную карьеру в другой сфере, рассказала Вершинина. Среди тех, кто решил сменить профессию и погрузиться в ИТ-отрасль можно встретить, например, кузнецов и циркачей.
«На основе опыта можно точно сказать, что переквалификация возможна. За пять лет работы в Казани было более 115 тыс. заявок участников отборочных испытаний и большинство из них – порядка 50% – это люди, которые не имели ни профильного бэкграунда, ни образования в сфере ИТ», — рассказала Вершинина, уточнив, что на сегодня в школе насчитывается более 1 тыс. активных участников.

По ее словам, как и в случае с обучением студентов в вузе, при переквалификации также важно погружение в сферу на ранних этапах. Человеку, который только заходит в ИТ-сферу, нужен профессиональный практический опыт.
«Невероятно важен опыт в индустрии и его получение со старта обучения. Когда люди приходят с других областей менять специальность на новую – это игра в долгую. Поэтому мы заинтересованы в максимальном вовлечении компаний региона, чтобы они делились знаниями и опытом. Для них это возможность провести аккуратный точечный наем в команду, а для учеников – возможность вырасти в компетенции. Это направление, над которым мы стараемся работать, чтобы дать возможность ребятам формировать проекты во время обучения и быть привлекательным для рынка», — сообщила Вершинина.
По ее словам, сейчас 100% выпускников трудоустроены в ИТ-отрасли. Как показала практика, участники обучения уходят в компании, которые присутствовали в образовательном процессе на ежемесячной основе с начала обучения.
«Мы сторонники того, чтобы компании не просто приходили и рассказывали, какие они замечательные, какие у них есть возможности, а чтобы их эксперты делились опытом индустрии, рассказывая о лучших практиках и так далее. И важно, чтобы это была не разовая история, ближе к выпуску участников, а именно на старте обучения», — рассказала Вершинина.
Она отметила, что многим компаниям перестают быть интересны просто айтишники – они хотят, чтобы человек, помимо ИТ, разбирался и в других сферах, например, в нефтяном или в аграрном секторе. По ее словам, это становится новым трендом.
«Сейчас многие индустрии нацелены на то, чтобы сотрудники повысили квалификацию в части компетенций в ИТ-сфере, потому что это позволяет качественно улучшить какие-либо процессы. Есть, например, много курсов по промпт-инжинирингу для документоведов, бухгалтеров и других профессий. Кроме того, всегда есть возможность после любого бакалавриата поступать на магистерские программы и получать хорошие ИТ-специальности», — заявил директор ИТИС КФУ.
По словам Абрамского, с возрастом переквалификация становится менее актуальной. Состоявшиеся специалисты, как правило, хотят повысить качество своей текущей работы, нежели все бросить и сменить работу, а для этого у них есть множество возможностей как платных, так и бесплатных.
Валиев отметил, что при переквалификации возникает проблема несовпадения ожиданий и реальности. Зачастую люди идут обучаться ИТ-профессии, не имея даже базовых знаний в этой сфере, рассчитывая после одного небольшого обучения устроиться по новой специальности сразу на большую зарплату. На деле большинство компаний могут предложить новичку лишь стажировку с небольшой оплатой.
«Появляется большое количество так называемых «войтишников». Если взять индекс HeadHunter, мы увидим, что ситуация с дефицитом ИТ-кадров как будто бы не такая критичная, но если копнуть глубже, то порядка 30% людей, которые есть рынке и предлагают себя как ИТ-специалиста, - это на самом деле «войтишники», которые, по сути, не могут дать ожидаемого результата без дополнительного обучения и опыта. Это люди, которые пришли с большими ожиданиями, потому что на хайпе ИТ-профессий, не оценив свои возможности соразмерно ожиданиям, прошли какие-то курсы и думают: «меня же обучили ИТ, я приду в организацию, меня возьмут». Но так не происходит. И с этим очень важно работать», — заявил Валиев.

В минцифры РТ отметили, что в Татарстане есть программа адаптации, позволяющая быстро обучить ИТ-профессиям людей из сферы транспорта, образования, медицины. Например, в прошлом году в 21 филиале академии ИТ-парка и на специализированных курсах переобучение прошло более 500 жителей разных городов РТ.
Еще одно направление, в котором работают ИТ-компании – переподготовка и социализация ветеранов специальной военной операции. Как рассказал директор по операционному управлению бизнесом Innostage, это дает возможность получить гражданскую профессию в сфере кибербезопасности и работать в реальном секторе экономики.
Принять и удержать
За ИТ-образованием в Татарстан приезжают как из регионов России, так и из других стран. Например, в ИТИС КФУ в прошлом году поступили абитуриенты из 35 субъектов РФ, в том числе из Москвы, Дагестана и Краснодарского края, а в «Университете Иннополис» порядка 15-20% приходится на иностранных студентов.
«Среда в Татарстане очень конкурентоспособная, проходные баллы у нас конкурируют с московскими и питерским вузами. Мы должны создавать условия, чтобы к нам стремились приезжать», — сказал Абрамский.
Важной задачей становится удержание кадров, получивших образование в Татарстане. Как отметил замглавы минцифры РТ, айтишников одной только зарплатой не удержать, но у республики есть ряд преимуществ, которые позволяют сделать это.
«Благодаря сообществам, событийности - всевозможным марафонам, фестивалям, мероприятиям на базе Иннополиса, ИТ-парка, кибер-турнирам, хакатонам, и в целом самому Татарстану, многие, приезжая, влюбляются в Казань, в республику и остаются. Это наша сильная сторона», — считает Габдрахманов.
Один из инструментов удержания кадров в Татарстане – грантовая система обучения, которая также служит мерой поддержки сильных студентов, рассказал Абрамский. Так, студентам ИТИС КФУ ежегодно выделяют гранты на обучение в сфере информационных технологий. У их получателей есть обязательство: после получения диплома они должны отработать по специальности в компаниях, зарегистрированных в РТ, в течение периода, равному сроку обучения по гранту. По словам Абрамского, сейчас грант получаются порядка 100-110 студентов института, то есть примерно по 30 человек на каждом курсе.
По данным минцифры Татарстана, в 2019–2024 годах в республике выдали 966 грантов на обучение в сфере информационных технологий, что позволило привлечь и удержать значительное число молодых специалистов. Ежегодно из республиканского бюджета на эти цели выделяют порядка 22,7 млн руб.

«Программа поддерживается работодателями, которые рады видеть таких молодых специалистов у себя в штате», — добавил Габдрахманов.
Возможность получить высшее образование по гранту с обязательством отработать по специальности есть и в Университете Иннополис, добавил Валиев. Вуз выделяет его из своих средств. Сейчас по нему обучаются порядка 90% студентов.
«Размер гранта разный, он зависит от баллов ЕГЭ, успешности в олимпиадах, прохождения внутренних вступительных испытаний. Чем сильнее абитуриент приходит в университет, тем выше у него возможность получить 100-процентный грант. Есть также небольшое количество бюджетных мест, которые субсидируются государством», — рассказал Валиев.
По его словам, большинство студентов, завершая обучение, остаются работать в Татарстане. Уезжают, как правило, иностранцы, которые после получения диплома возвращаются на родину. Однако таких немного.
«Это скорее исключение. Максимальное количество ребят хотят остаться в Татарстане, потому что здесь здорово: есть комфортные условия, классные люди, некая экосистема и социум, к которому они привыкли, успели попробовать поработать в российских компаниях», — заявил Валиев.
Многие иностранные студенты остаются работать ассистентами в Университете Иннополис, вырастая в преподавателей, старших преподавателей, доцентов и т.д.
По словам директора казанского кампуса «Школа 21», работать в Татарстане остаются порядка 90% выпускников, в том числе и иностранцы. В первую очередь удержанию специалистов способствует привлекательность самого региона.
«У нас есть одна большая задача – оставлять специалистов кадры в Татарстане. И у нас получается это делать», — сообщила Вершинина.
Удержанию также могут поспособствовать льготы. По словам Семенихина, «плюшки», такие как ИТ-ипотека, продолжают работать и привлекать сотрудников.
«У нас много сотрудников которые этим инструментом пользуются, он востребован. Это позволяет еще и удерживать сотрудников: они не могут уйти из компании, поскольку в течение всего срока ипотеки они должны работать в аккредитованной ИТ компании, получающей налоговые льготы», — заявил директор по операционному управлению бизнесом Innostage.

По данным минцифры Татарстана, в республике было выдано порядка 4 тыс. ИТ-ипотек. Их объем составил 36,4 млрд руб.
«ИТ-ипотека продолжает быть актуальной. Здорово, что она действует в регионах в новой версии – это позволяет мотивировать крупные ИТ-компании на открытие филиалов в регионах, потому что работая в Москве и Санкт-Петербурге их сотрудники на льготную ипотеку рассчитывать не могут», — обратил внимание Габдрахманов.
Есть специалисты, которые переходят в аккредитованные ИТ-компании именного потому, что там есть возможность взять ИТ-ипотеку, отметил директор по развитию и кадровой политике Университета Иннополис. По данным минцифры Татарстана, в республике на сегодня работают 612 ИТ-компаний, у которых есть аккредитация.
«К сожалению, у Университета Иннополис пока нет ИТ-ипотеки, хотя мы аккредитованная ИТ-компания. Мы все-таки больше образовательная организация и существенная часть нашего дохода формируется от образовательной деятельности, а в случае с ИТ-ипотекой есть условие, что он должен идти от разработки. Некоторые кандидаты приходят, говорят, что все нравятся, потом спрашивают, будет ли ИТ-ипотека и уходят подумать», — рассказал Валиев.
По его словам, зарплата – важный критерий в борьбе за ИТ-специалистов. Именно на нее многие специалисты обращают внимание в первую очередь. Как заявил Семенихин, в условиях «охоты» на ИТ-специалистов, зарплаты индексируются регулярно. Без этого кадры, особенно высокой квалификации, не удержать.
«Например, специалистов по Data Science 100 человек на страну – это крайне востребованные люди и их очень сложно найти. У нас профиль информационная безопасность – это тоже люди с определенным компетенциями узкого профиля, которые стоят дорого, их тоже пытаются переманивать», — заявил директор по операционному управлению бизнесом компании Innostage.
Помимо зарплаты важны и нематериальные факторы. Сейчас у ИТ-специалистов ценится формат гибких команд, комфортная среда с точки зрения развития, добавила Вершинина.
«Когда ты взращиваешь специалистов в команде, хочешь, чтобы они как можно дольше с тобой работали. Если не делать акцент на среду в коллективе, есть риск потерять профессионалов», — отметила она.
Валиев добавил, что некоторые айтишники, поработав в разных компаниях, готовы вернуться туда, где платят меньше, но, например, проекты более интересные.
«Попробовав различные варианты, они понимают, к чему лежит душа, и готовы пойти на определенное снижение зарплаты ради команды, ради интересного проекта», — сказал директор по развитию и кадровой политике Университет Иннополис.
Еще одна привлекательная особенность ИТ-сферы – возможность получить отсрочку от армии. Как рассказал Габдрахманов, ей воспользовались более 3 тыс. татарстанцев.
По мнению Абрамского, льготы, которые есть у работников ИТ-компаний, необходимо распространить на ученых и преподавателей в сфере информационных технологий. Это крайне необходимо: без них они будут постепенно переходить на работу в организации, в которых они могут воспользоваться инструментами поддержки, и в таком случае вузы столкнуться с дефицитом профессорско-преподавательского состава, отметил он.
«Преподаватель или ученый в вузе умеет практически тоже самое, что могут специалисты в ИТ-индустрии. Он такой же айтишник и иногда может знать больше, чем ИТ-специалисты в компаниях», — обратил внимание директор ИТИС КФУ.
Настоящий и искусственный интеллект
Тектонический сдвиг в структуру подготовки кадров и структуру потребности в них вносит искусственный интеллект, отметил замглавы минцифры Татарстана. Многие компании, в том числе не связанные напрямую с ИТ-сферой, начинают внедрять ИИ в свою деятельность, заменять им некоторые функции.
«Конечно же, это будет сказываться на рынке труда, в каком-плане положительно. Существует миф, что искусственный интеллект заменит все рабочие профессии, профессии в целом, и специалисты останутся без работы, в том числе айтишники. В исследовании Всемирного экономического форума говорится, что благодаря искусственному интеллекту к 2030 году по всему миру будет создано 170 млн новых рабочих мест, исчезнет – 92 млн. То есть появятся дополнительные рабочие места для людей, которые должны внедрять и поддерживать различные стороны ИИ. Искусственный интеллект человека не заменит, но человек, знающий искусственный интеллект, заменит человека, который его не знает», — сказал Габдрахманов.

Искусственный интеллект не способен полностью вытеснить айтишников – по крайней мере, в обозримом будущем, считает Семенихин.
«Ведь за сложными цифровыми системами стоит не только логика, но и творческая инженерия, стратегическое мышление, человеческий опыт и умение видеть ситуацию шире, чем это пока умеют алгоритмы. Машины хороши в автоматизации рутины, а вот там, где нужна гибкость, изобретательность, ответственность за результат – без нас не обойтись. Весь интерес в том, что роли меняются: IT-специалистам приходится не просто выполнять задачи, а выстраивать взаимодействие с ИИ, направлять его и видеть дальнейшие шаги. Поэтому сейчас особенно ценно умение быстро учиться и быть готовым осваивать новое, в том числе искусственный интеллект как эффективный инструмент, а не как соперника. Так что ИИ помогает нам решать часть задач, но не становится заменой людям», — сказал директор по операционному управлению бизнесом Innostage.
На сегодня в ряде профессий искусственный интеллект частично или полностью замещает джуниор-специалистов, особенно там, где работа рутинная, повторяющаяся, структурированная и основана на уже доступных знаниях, а не на создании новых, рассказал РБК Татарстан эксперт в области IT-решений для малого и среднего бизнеса, основатель сервиса «Кинейро» и стартапа allai.ru Евгений Касакин. Это касается таких сфер как маркетинг, PR, SMM, юриспруденция, разработка программного обеспечения, финансы и аналитика, поддержка и клиентский сервис.
«Но важно: ИИ не сможет полноценно заменить джуна, особенно если задача нестандартная; требует эмпатии, контекста, ответственности и связана с коммуникацией с другими людьми», — сказал Касакин.
Абрамский заявил, что с появлением искусственного интеллекта в ИТ-сфере сокращается количество вакансий для начинающих. Поэтому задача, как из студента к выпуску из университета сделать продвинутого специалиста, становится все более актуальной. Решить ее можно путем взаимодействия вузов, бизнеса и государства.
Из-за того, что ИИ способен частично или полностью заменить джунов (молодых сотрудников), в ИТ-сфере меняется карьерная лестница – трансформируется старая иерархия: из младших сотрудников в старшие, отметил Касакин. Выпадает естественный путь «научиться на практике на простых задачах», поскольку простые задачи уже делает нейросеть. Как итог, компании могут сокращать инвестиции в развитие молодых специалистов, если не видят в них краткосрочной ценности, а вход в профессию становится более высоким по порогу: специалисту надо уметь не просто делать, а думать и комбинировать с ИИ.

«Это требует переосмысления мотивации, нового карьерного пути и новой роли компании — как наставника, а не просто работодателя», — заявил Касакин.
Искусственный интеллект меняет и сферу образования изнутри, добавил Абрамский. У студентов появляется большое количество инструментов кодогенерации, что отражается на навыках алгоритмизации и программирования.
«Я вижу в этом риск, потому что некоторые перестают думать. Тот, кто свой мозг заменяет на искусственный интеллект, того ИИ и заменит. Конечно, индустрия иногда говорит: «Ну, и что? Просто новая компетенция, они теперь по-другому будут код писать», на что я спрашиваю: «А вы готовы брать на работу людей, которые не могут делать базовые алгоритмы». Они говорят: «Нет, не готовы». Я думаю, это важный вызов для нас», — заявил директор ИТИС КФУ.