От первого лица , Татарстан ,  
0 

Каким компаниям может грозить банкротство в 2025 году

Роман Попроцкий, эксперт по экономической безопасности и управлению рисками, основатель компании SSCo
Роман Попроцкий, эксперт по экономической безопасности и управлению рисками, основатель компании SSCo
Бизнесмен и эксперт Роман Попроцкий оценил, для компаний из каких отраслей в текущем году есть риск банкротства. Среди них, например, автодилеры, бизнес, связанный с параллельным импортом и некоторые другие
  • На какие отрасли бизнеса может, по вашему мнению, прийтись наибольшая доля банкротств?

В первую очередь, это строительная отрасль, особенно компании, работающие по главным и субподрядам у крупных и мелких застройщиков. Почему? У этих компаний часто возникают значительные кассовые разрывы, которые ранее перекрывались новыми контрактами. Однако сейчас, на фоне снижения объемов строительства и финансирования многих проектов, эти разрывы могут привести к банкротству.

Дополняю этот ответ: часть компаний, которые попадут под угрозу банкротства, связаны с импортом товаров через параллельный импорт. Этот бизнес будет становиться более прозрачным и подверженным контролю, и те компании, которые работали по привычной схеме, не смогут выполнять свои обязательства. Таким образом, это создаст не только риски банкротства, но и другие финансовые проблемы.

Также, как краткий ответ на второй вопрос: многие из этих компаний использовали контракты с посредниками, торговыми агентами и т.д. Это приводит к риску значительной налоговой задолженности, что добавляет к их расходам и угрожает финансовой устойчивости.

Третья отрасль, на которую стоит обратить внимание, – это автотранспорт. Здесь также изменились бизнес-модели из-за изменений в международных отношениях. Рынок фактически закрыт для европейских поставщиков, в то время как на рынок вышли китайские компании, устраняющие лишних посредников. Это означает, что компании, занимающиеся параллельным и серым импортом строительного транспорта и автомобилей, будут вытеснены более крупными дилерами. Однако поэтому не исключаю банкротств ряда крупных дилерских компаний, что связано с внутренними экономическими рисками и высокой ключевой ставкой.

Уже известно, что объемы продаж на авторынке упали на 30-40%. В крупных транспортных холдингах и сетях автосалонов уже проводится оптимизация: некоторые автосалоны закрываются или приостановляют работу, чтобы сократить персонал и поддерживать финансовую устойчивость. Как долго они смогут сохранять подобный режим, зависит от каждой компании индивидуально.

  • Какие факторы риска сейчас выходят на первый план перед собственниками бизнеса?

В первую очередь, необходимо рассмотреть ситуацию не только с точки зрения собственников, а в целом для бизнеса. Налоговые органы сейчас активно работают, и наблюдается рост числа исков, выездных и камеральных проверок. По их результатам компаниям доначисляют налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль. Мы видим, что решения налоговых органов, в частности, ФНС, зачастую остаются в силе, и поэтому компаниям приходится уплачивать эти суммы.

Однако у многих компаний денег на это уже нет, так как задолженности сформировались за 2022, 2023 и 2024 годы, которые сейчас еще не были учтены. Эти деньги были уже потрачены, и схемы налоговой оптимизации не были заложены в бюджет этих компаний. Следовательно, им придется доплачивать, и если у них не будет возможности это сделать, они могут быть вынуждены объявить о банкротстве.

Второй фактор риска связан с работой с платежными агентами. Здесь также пересекается с темой налоговой отчетности, так как у компаний часто нет надлежащих документов, подтверждающих основания для перечисления денежных средств. Многие компании используют непроверенные платежные агентства, что может привести к отсутствию оснований для уменьшения налоговой базы, и им возможно придется возвращать средства. В результате денежные средства могут оказаться заблокированными у этих платежных агентов, и срок их возврата остается неизвестным.

Второй вопрос, пункт третий: фактор риска, который имеет отношение непосредственно к собственникам. Если в отношении компании будет введена процедура банкротства, арбитражные управляющие и уполномоченные органы будут обязаны исследовать сделки между компаниями. Важно понять, не входит ли данная компания в какую-либо финансовую группу с общим бенефициаром или собственником. Налоговые органы уже умеют это документировать. Если обнаружится, что существуют долги, а активов для их погашения недостаточно, собственники могут быть привлечены к субсидиарной ответственности. Это значит, что сумма долгов компании по окончании процедуры банкротства может быть взыскана с личного имущества собственников.

Таким образом, если у компании, например, остался долг в размере 100 миллионов рублей, учредитель, генеральный директор или главная бухгалтерия должны будут вернуть эту сумму кредиторам. К сожалению, многие недобросовестные юристы утверждают, что такие долги можно списать, но это не так. Долги по налогам и субсидиарная ответственность не подлежат списанию в случае банкротства физического лица. То есть даже если собственник компании будет признан банкротом, долги останутся за ним, и он будет обязан их выплачивать.

Второй риск для собственников заключается в том, что если работают группы аффилированных или неаффилированных компаний, налоговые органы или арбитражные управляющие будут исследовать, входила ли данная компания в финансовую группу, имеющую задолженности. Если такая задолженность существует, ее придется погасить, независимо от того, как эти суммы были распределены внутри финансовой группы. В процессе банкротства эти средства, ранее выведенные из компании, могут быть возвращены ее активам.

Судебная практика в этом вопросе четкая: «финансовая группа», «теневой бенефициар», «истинный бенефициар» — все эти понятия хорошо прописаны. Одного факта неаффилированности компаний между собой недостаточно для защиты их собственников.

Кроме того, собственники также несут ответственность за действия наемного персонала, если директор не является собственником. Им необходимо добросовестно контролировать работу административно-управленческого персонала, обеспечивать правильное расходование средств компании и выполнение контрактов. Все это создает большие риски для собственников.

  • Какую стратегию стоит выбрать владельцам бизнеса, чтобы избежать краха?

В первую очередь, главной стратегией, которая сейчас кажется максимально безопасной, является снижение кредиторской нагрузки. Если есть дорогие кредиты или контракты с поставщиками оборудования, по которым у вас есть задолженность, и эти контрагенты могут оказаться неплатежеспособными или требовать досрочного погашения, необходимо избавляться от таких обязательств.

Второй риск заключается в том, что если ваш контрагент является недобросовестным налогоплательщиком, это может привлечь внимание налоговых органов. Они начнут проверять вашу компанию, исследуя, не находитесь ли вы в одной финансовой группе с данным контрагентом. Это может привести к выездным проверкам и другим проблемам для вашей компании.

Продолжение ответа на третий вопрос: Часть вторая. Что делать, чтобы избежать проблем? Определенные стратегии включают в себя минимизацию долгосрочной кредиторской нагрузки. Если есть возможность погасить кредиты, лучше сделать это сейчас. Чем меньше будет задолженность по налогам, тем лучше. Неправильно заигрывать с схемами налоговой оптимизации; лучше действовать в рамках закона. Существуют законные и правильные способы осуществления платежей и проверки контрагентов, которые помогут вам правильно уплачивать налоги. Самая безопасная стратегия – вести бизнес открыто и «в белую».

Третья важная стратегия – тщательная проверка всех своих контрагентов. Мы занимаемся этим, когда работаем с компаниями. В первую очередь, нужно составить список всех контрагентов и проверить, нет ли на них претензий со стороны налоговых органов или других государственных инстанций. Как только ваш контрагент оказывается в «красной зоне», ваша компания автоматически попадает в «желтую» и может перейти в «красную». Если у ваших контрагентов уже возникли проблемы, их следует заменить, насколько это возможно.

Часть четвертая ответа на третий вопрос: Если вы работаете в финансовой группе с одним бенефициаром, старайтесь максимально разделить деятельность этих компаний. Запрещены любые денежные переводы, платежи или передачи имущества между компаниями одной финансовой группы. Налоговые органы это отлично понимают и быстро утверждают наличие финансовой группы, что может привести к нежелательным последствиям. Даже если компании работают в разных сферах, например, стоматологии и автосалоне, каждая из них должна быть оформлена как отдельное юридическое лицо с разными системами налогообложения. Налоговые органы осознают, что это разные бизнесы, даже если у них один собственник.

Часть пятая: Ни в коем случае, если есть компании, которые когда-либо были аффилированы, либо ваш главный бухгалтер ушел к вашему поставщику работать, то это тоже фактор риска, избегайте таких связей.

Но самое главное, что сейчас нужно сделать собственникам бизнеса, это иметь под рукой список компаний, которые специализируются на сопровождении налоговых проверок и проверке контрагентов, такие услуги, которые предлагаем и мы. Также полезно иметь специалистов, занимающихся вопросами банкротства и корпоративными спорами. Лучше выходить на профессионалов, поскольку юридические компании, которые берутся за все — от уголовных дел до сложных хозяйственных споров — часто недостаточно квалифицированы. В России таких компаний, способных эффективно решать любые юридические задачи, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Поэтому лучше иметь профессионалов рядом, просить их о консультациях и оплачивать эти услуги, это выйдет дешевле, чем нанимать штатного юриста или штатного сотрудника службы безопасности, если только эта модель бизнеса это позволяет. Тем не менее, полагаться исключительно на мнение одного специалиста не стоит — как говорят, «есть два юриста, и восемь мнений». Обязательно проверяйте и перепроверяйте предоставляемую информацию и старайтесь прийти к общему пониманию.
 

Об авторе
Роман Попроцкий Роман Попроцкий Эксперт по экономической безопасности и управлению рисками, основатель компании SSCo
От первого лица Павел Карпов, implecs: конкуренция без демпинга и защита от краж с 1С
Содержание
Закрыть