Явка на выборах президента РФ в стране с учетом дистанционного электронного голосования составила 77,49%. Это исторический показатель, сообщила председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ Элла Памфилова. В голосовании приняли участие 84,61% от общего количества избирателей республики.
Причины высокой явки
Итоги выборов президента обсудили на заседании экспертного клуба «Волга». По мнению участников, высокий результат обусловлен множеством факторов.
«Россияне продемонстрировали фантастическую явку. Люди поняли, что участие в выборах – это и есть его личная позиция. Отношение к той ситуации, которая сейчас происходит по отношению к нашей стране. Это и лежит в основе причины высокой явки. Именно этим объясняется и участие молодежи», — отметил депутат Госдумы РФ Айрат Фаррахов.
По мнению руководителя обособленного подразделения АНО «Диалог Регионы» в РТ Марселя Гильмеева, причинами высокой явки в республике стала широкая информационная работа. С начала 2024 года организация зафиксировала порядка 1 тыс. отдельных информационных поводов, так или иначе посвященных выборам. Большой блок среди них занимала информация, посвященная процедуре голосования и возможностям, которые сейчас есть у избирательной системы. Механизмом «Мобильный избиратель», позволяющей выбрать место для голосования, в Татарстане воспользовались порядка 108 тыс. человек.
«Был большой серьезный проект информ УИК. Представители центральной избирательной комиссии ходили по квартирам и информировали людей. Информация была донесена до 93% избирателей, это 2,7 млн человек. Проект «Всей семьей на выборы» включал в себя конкурс для избирателей, позитивные отклики, фотографии. Мы посчитали порядка 80 тыс. заявок от семей. Это значит, что сотни тысяч людей приняли участие», — сказал Гильмеев.
Что повлияло на выбор россиян
По результатам выборов в России, Владимир Путин набрал 87,28% голосов. За Николая Харитонова проголосовали 4,31% избирателей, Владислава Даванкова – 3,85%, Леонида Слуцкого – 3,20%.
В Татарстане за Владимира Путина отдали голоса 88,74% избирателей, Николай Харитонов набрал 4,83% голосов, Леонид Слуцкий – 3,93%, Владислав Даванков – 1,53%.
Марсель Гильмеев выразил мнение, что результаты сложились из нескольких компонентов. По результатам опросов, в первую очередь, люди обращали внимание на тезисы кандидатов. Для татарстанцев также имело значение то, какое отношение у них есть к республике и есть ли у партии такая связь. Одной из причин победы действующего президента Гильмеев считает послание Федеральному собранию. По его словам, озвученные тезисы были связаны с интересами и запросами людей, проживающих в Татарстане.
«Избиратели продемонстрировали очень серьезный кредит доверия действующему президенту. Он показал, что способен решить важнейшие проблемы людей, которые они сегодня ставят. Люди пришли проголосовать за человека, который может закончить начатое и последовательно решать вопросы благосостояния граждан – роста качества жизни, повышения уровня оплаты труда, роста экономики», — сказал Фаррахов.
Спокойные выборы
«За последние 13 лет это самые спокойные выборы, где не было большого количества информации о возможных нарушениях – фейковой информации», - отметил председатель исполкома татарстанского регионального отделения Ассоциации юристов России, член общественной палаты РФ Тимур Какохо.
По его словам, за три дня выборов произошло всего одно серьезное нарушение. Гражданин пытался производить опрос, что запрещено. Наблюдатель это зафиксировал и сделал несколько замечаний, после чего нарушитель покинул избирательный участок.
По данным ЦИК РТ, избирательная кампания по выборам Президента Российской Федерации в Татарстане прошла в соответствии с требованиями российского законодательства о выборах и завершилась без происшествий. Жалоб и нарушений не поступало. Какохо отметил, что для этого была проведена большая работа.
«Особенность этого года в том, что был сформирован институт общественного наблюдения, который включает в себя наблюдательское сообщество, центр общественного наблюдения, где электоральные эксперты осуществляли мониторинг. Кроме того, была мониторинговая группа из 30 человек, которые просматривали социальные сети и медиаресурсы», — сказал Какохо.