
Формируемый реестр призван упростить поиск проектировщиков, использующих ТИМ, поскольку пока квалифицированных специалистов в регионах недостаточно.
Эксперт по информационному моделированию АО «СиСофт Девелопмент» (входит в ГК «СиСофт»), доцент Уфимского университета науки и технологий Виталий Котельников рассказал, с какими сложностями обычно сталкиваются компании при переходе на ТИМ, почему этот переход неизбежен и как бизнес включается в процесс подготовки кадров для проектирования.
— Итак, проектная организация решила внедрить в свою практику технологии информационного моделирования. К чему ей нужно быть готовой? Какие внутренние процессы нужно будет перестроить?
— Во-первых, нужно понимать, что ТИМ – это не просто технологии, а в том числе и методология способов передачи информации и управления данными. Если раньше компания работала с простыми плоскими чертежами или даже с трехмерными BIM, то при переходе на ТИМ сотрудникам приходится отказываться от привычных процессов, и это не обязательно смена вида графики, как часто представляют. Это новая парадигма, где информационная модель обеспечивает автоматическую взаимосвязь двух- и трехмерной графики и управления данными в объеме и графическом виде, требуемом для конкретного бизнес-процесса.
Именно с этим обычно и возникает больше всего проблем. Отказ от чего-то знакомого и отработанного в пользу нового – это всегда очень сложно. Разумеется, идет сопротивление команды, в первую очередь со стороны опытных сотрудников. Если молодые специалисты, недавно окончившие вузы, осваивают современные технологии достаточно быстро, то инженерам с опытом и времени нужно больше, и уровень сопротивления у них выше.
Пожалуй, это главное противоречие при внедрении ТИМ: молодежь хочет, но ее голос еще недостаточно окреп, чтобы быть услышанным руководством, а зрелые специалисты не хотят ничего менять. Есть еще нюанс внедрения, когда «продвинутая» организация, внедрив ранее BIM, ошибочно считает его верхом совершенства и напрочь отрицает отечественные ТИМ, считая их «отсталыми», действуя по принципу «не читал, но осуждаю».
— Как снять эти возражения? Например, что руководитель может сказать коллективу, чтобы сотрудники решились на изменения?
— Что процессы автоматизации и совершенствования технологий остановить невозможно. Так происходит во всех сферах, не только в проектировании. Автоматизация рутинных процессов и переход на совершенные принципы управления данными – это всегда прогресс, и не нужно его бояться. Как в свое время инженеры перешли с кульманов на компьютеры, так и сейчас переходят с двухмерных чертежей и отдельных 3D-моделей на их совместное использование и четкую структурную взаимосвязь их данных в составе единой информационной модели.
— Сколько времени обычно занимает этот переход?
— Давайте сразу скажем, что не все, кто говорит про ТИМ или BIM, формируют информационную модель в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса. Поэтому и потребитель, и некоторые производители ПО ТИМ зачастую развиваются вместе, чего не скажешь о лидерах рынка отечественного ПО ТИМ, чье программное обеспечение является гарантией выполнения Градостроительного кодекса и Постановления Правительства РФ № 614.
Если говорить о технической стороне внедрения, то она зависит от размера первого проекта, который будет выполнен с помощью ТИМ, и от среднего возраста команды проектировщиков. Обычно в качестве пилота берется какой-то небольшой проект, и делается он совместно со специалистами службы поддержки либо с представителями компании, внедряющей программное обеспечение ТИМ.
На самом деле, процесс внедрения не сильно отличается от стандартного проектирования: нужны шаблоны, настройки и инструкции. Как правило, самая большая проблема – это как раз пилотный проект, потом уже появляется видение проблем, которые необходимо решить, и понимание процессов, которые нужно перенастроить. Далее идет более сложный этап внедрения, и зачастую он связан с бесшовной интероперабельностью как по горизонтали жизненного цикла, так и по вертикали – взаимодействию с государственными информационными системами. На сегодняшний день это очень сложная тема. Попытки отработать с помощью XML-схем пока только на начальном этапе реализации.
— Как пережить пилот и не разочароваться в ТИМ?
— Нужно понимать, что второй проект будет проще, что ТИМ позволяют увеличить скорость проектирования и снизить количество ошибок и коллизий. И уж точно будет меньше проблем на этапе стройки. Например, не придется, как раньше, дорабатывать проект в рамках авторского надзора.
— Какие еще бывают подводные камни при внедрении ТИМ в рутинную практику организации, помимо человеческого фактора?
— При переходе на ТИМ возникает необходимость в пересмотре внутренних нормативных документов организации, в каких-то случаях может меняться порядок выполнения работ. Какие-то процессы можно запараллелить и не ждать, когда придут чертежи из другого отдела. Такие оптимизационные моменты всегда присутствуют, но это, скорее, плюсы, чем минусы.
— Насколько упорядочена законодательная база относительно ТИМ? Все ли пробелы в законодательстве, проявившиеся на начальных этапах перехода к информационным моделям, удалось восполнить?
— Формирование законодательной базы все еще находится на начальном этапе. Основная проблема связана с тем, что проектирование разных объектов происходит по разным методологиям. У гражданского строительства одни подходы, на объектах энергетики и нефтехимии – другие. Есть требования Главгосэкспертизы к применению ТИМ при реализации проектов, финансируемых за счет бюджета, в нефтехимии и энергетике используются уже совсем другие классификаторы, а международные классификаторы BIM вообще больше всего подходят для железнодорожной отрасли, потому что их делал Китай для своего проекта «Шелковый путь».
Нет единства между разными отраслями, не получается пока на государственном уровне свести в единую систему все направления строительства. Кроме того, у каждого региона свои требования к приемке информационных моделей, поскольку субъекты пилотируют разные стандарты и пытаются определить, какие лучше. Процесс синхронизации продвигается медленно, но к общему знаменателю прийти все равно придется. Единый стандарт, понятный всем участникам рынка, просто необходим.
— Но хотя бы в рамках одного проекта ТИМ упрощают процесс коммуникаций между исполнителем и заказчиком, между разными подрядчиками?
— Если проект выполняется в соответствии с техническими требованиями к информационной модели, то все действительно говорят на одном языке. Как правило, это происходит, когда потребитель ТИМ обращается к крупному игроку рынка производителей программных продуктов, формирующих информационную модель, а не собирает у себя «цифровое болото» из «супер-решений» ПО, ведущих информационную модель. Это принципиальное отличие правильного подхода. Иногда хаоса добавляет новый заказчик, от которого могут исходить другие требования. Соответственно, какие-то настройки, параметры в информационной модели приходится перестраивать.
Поскольку единых государственных требований к информационным моделям нет, каждый заказчик волен устанавливать их самостоятельно. Соответственно, проще всего ТИМ внедрять в тех организациях, которые работают с одним крупным клиентом и могут подстроиться под его правила. Если заказчиков много и все они купные, то сотрудникам постоянно приходится перестраиваться.
— А если над одним проектом работают несколько подрядчиков, и не все они используют ТИМ, есть ли возможность как-то синхронизироваться?
— Как правило, в этом случае, компании, которые не работают с ТИМ, нанимают организацию для формирования информационной модели по чертежам. Сейчас это отдельное направление бизнеса, в котором заняты не проектировщики, а именно специалисты по информационному моделированию (иногда «специалисты» в кавычках). Соответственно, и отвечают они только за модель, а не за проектное решение.
— Взаимодействие с контролирующими инстанциями, наверное, тоже упростится после внедрения ТИМ?
— Когда в разных регионах будут введены единые требования, то, безусловно, да. Информационная модель тем и хороша, что ее можно проверять не вручную, а с помощью четких и понятных алгоритмов, поддающихся автоматизации. Сразу видно, где какие трубы, как далеко электропроводка от системы водоснабжения, соответствует ли все это ГОСТам. Здесь даже искусственный интеллект не нужен, достаточно просто настроить алгоритмы проверки. Но пока, повторюсь, все мы ждем от государства единых правил, по которым будем играть.
— Какова роль бизнеса в подготовке специалистов по ТИМ?
— Сейчас вузы и организации, специализирующиеся на ТИМ, объединяют свои усилия для подготовки кадров и создают выпускающие кафедры. Бизнес может формировать учебную программу, вводить в нее необходимые факультативы, напрямую влиять на процесс подготовки специалистов, чтобы потом принимать их к себе на работу без дополнительного обучения.
К сожалению, такая практика в России пока не сильно развита, хотя к аккредитованным ИТ-компаниям и предъявляются соответствующие требования: их сотрудники должны преподавать в вузах специальные дисциплины. Это логично. Если работодатель хочет получить сильного специалиста, он уже на этапе обучения в вузе должен включаться в его подготовку.
Проблема еще и в том, что многие учебные программы были адаптированы под ПО ушедших из России компаний, поскольку раньше западные вендоры предоставляли вузам бесплатные лицензии, проводили обучение для преподавателей. Теперь нужно срочно перестраиваться, переучиваться. К тому же, технологии стремительно уходят вперед, по методичкам даже годовалой давности учить уже неактуально. Соответственно, самые свежие подходы может транслировать только бизнес, поскольку он работает с ними здесь и сейчас. Поэтому подготовка кадров – это двухсторонний процесс. Стране нужна национально ориентированная наука по информационному моделированию, а не бесчисленные центры компетенций.
— Наверное, процесс даже трехсторонний, ведь в нем участвуют еще и студенты. Молодежи интересно это направление?
— Проектирование всегда было востребованным направлением, а внедрение в практику информационных моделей делает его еще более актуальным и современным. За этим будущее.