К санкционному режиму страна подошла достаточно подготовленной, считает представитель крупнейшего российского ИТ-холдинга Кирилл Булгаков. К тому же выходу из кризисной ситуации способствовал традиционно высокий уровень профессионализма российских ИТ-специалистов, которые смогли за неполных два года представить достойные аналоги зарубежным цифровым сервисам и новые разработки. Спикер отметил, что российские эксперты в области информационных технологий остаются «лучшими в мире».
«Россия обладает серьезным технологическим заделом: например, в нашей стране самый лучший в мире финтех. Российские банки получили активное развитие в начале 2000-х годов, когда уже были идеи и технологии, позволяющие построить полностью электронный банк, а классические банки в Европе и Америке были отягощены тем, что называется «легаси-код». К тому же у нас самые передовые в мире госуслуги. Это тот базис, который позволяет сказать, что с точки зрения программного обеспечения мы достигаем суверенитета практически по всем областям. Исключение – некоторые продукты, где требуется высокий уровень вложений программистов-разработчиков при ограниченном количестве потребителей. В таких случаях отсутствует влияние коммерческой составляющей, что тормозит процесс. Так получилось с разработкой «цифровых двойников» в ряде областей промышленности. Но есть опыт, когда государство целевым образом продвигает какие-то разработки. Яркий пример – переход всех российских авиакомпаний на отечественные системы бронирования. Ранее никто в стране не писал подобные программы, так как были зарубежные решения. И создание отечественных не снизило качества услуг», — отметил Булгаков.
По словам спикера, Холдинг Т1 разработал на сегодня ряд отечественных продуктов ПО, которые оказались востребованы в странах ближнего зарубежья. На рынках они успешно конкурируют все с теми же европейскими и американскими разработками.
«Продукты, созданные за последние несколько лет, не уступают ИТ-решениям крупнейших западных вендоров. За рубежом все еще стоит вопрос «легаси-кода»: до сих пор в некотором ПО работает код 1970 года. Наше ПО написано с нуля при современном уровне развития технологий. Показатель того, что продукты конкурентоспособны, — продажи нашего софта целому ряду стран ближнего зарубежья: Узбекистану, Белоруссии, Армении, Азербайджану, Казахстану. То, что их там покупают, – хороший признак. Значит, мы составляем конкуренцию американским и европейским решениям, и наши отечественные продукты уже оценены на зарубежном рынке и нашли свою нишу», — сообщил Кирилл Булгаков.
Способно ли государственно-частное партнерство привести к созданию российских процессоров?
Представитель ИТ-компании признал, что острыми вопросами в становлении технологического суверенитета для страны остается разработка собственных аппаратных решений. Кирилл Булгаков считает, что в этом направлении в сложившейся ситуации успеха могут достичь проекты, созданные на базе государственно-частного партнерства. В этом случае государство должно стать не только ресурсной базой, но и регулятором для разработки, а частная инициатива — движущей силой для реализации проектов.
«Я вижу, что появляются отечественные поставщики аппаратных частей и программно-аппаратные комплексы. В этом плане я оптимист. Что касается поставленных сроков, думаю, по большинству направлений они будут соблюдены в соответствии с постановлениями правительства. Не все механизмы создания инфраструктуры в стране сегодня заметны, но могу сказать, что результаты мы увидим достаточно скоро. Наш холдинг тоже активно вкладывается в научно-исследовательские конструкторские разработки, в том числе в аппаратной части», — рассказал Булгаков.
По словам представителя компании-разработчика ПО, татарстанский Иннополис можно также привести как пример успешного партнерства властей и представителей ИТ-сферы. Кирилл Булгаков отметил сильную инженерную школу, которая была создана в самом современном городе России, а также эффективность особой экономической зоны, работающей здесь.
Именно поэтому Иннополис и стал площадкой конференции «Импульс Т1», где участники могут обменяться экспертными мнениями, разобрать проблемные кейсы, а также принять участие в дискуссиях о новых компетенциях. Главная цель серии мероприятий Холдинга Т1 – укрепление ИТ-сообщества в стране и в регионах. На конференции в Иннополисе топ-менеджеры Холдинга Т1 и приглашенные эксперты приняли участие в панельной дискуссии «ИТ-профессии 2030: Новые компетенции и суперспособности», обсудили, каким должен быть инженер XXI века и как решить проблему кадрового дефицита. Кроме того, посетители мероприятия могли прослушать доклады на разнообразные темы: от влияния на экономику промышленной робототехники и автоматизации производства до защиты систем от киберзлоумышленников.
ИИ не заменит живого сотрудника
Несмотря на то, что по информации Минцифры России, дефицит кадров в профильной сфере сократился за счет мер поддержки, а по итогам прошлого года количество занятых в ИТ-отрасли выросло на 12%, нехватка специалистов остается актуальной. По мнению Кирилла Булгакова, дефицит «не критический, но существенный». Представитель ИТ-отрасли отметил, что текущая тенденция, когда сотрудник меняет сферу работы, «с нуля» входя в ИТ, сохранится надолго, но ставку надо делать все же на людей с профильным образованием.
«Если бы в России число айтишников резко увеличилось на 20%, они были бы немедленно востребованы. У нас действует отличная школа отечественного образования с хорошим запасом прочности. И могу сказать, что для ввода человека в профессию эффективно себя показывают стажерские программы наставничества. Они есть и у нашего холдинга: студент приходит в реальный проект и работает с менторами-наставниками. Буквально через год он приобретает такой объем знаний, который позволяет двигаться в карьере и хорошо зарабатывать», — рассказал спикер, подчеркнув, что на площадке в Иннополисе отделение холдинга будет поддерживать подобные программы.
Искусственный интеллект, по словам Кирилла Булгакова, может изменить структуру отрасли, но немного, и это будет заметно уже в ближайшие годы.
«Уже сейчас есть примеры, когда части кода пишутся с помощью ИИ. Пока что он делает это чрезвычайно просто, решая наиболее рутинные задачи. Можно ли рассчитывать, что ИИ полностью заменит программистов? Нет, конечно. Как ни парадоксально, в ряде случаев ИИ может решать некоторые творческие задачи даже лучше человека, но прикладные математические и логические – нет. И пока не видно горизонта, когда он это сумеет и полностью заменит специалиста», — поделился мнением Булгаков.