
В условиях дорогих денег бизнес сегодня вынужден искать новые решения, чтобы сохранить стабильное положение на рынке. В существующей ситуации альтернативой кредитам с высокими ставками, как способу привлечения финансирования, может стать факторинг. Что представляет из себя этот инструмент, как он изменился за последние годы и заинтересованы ли в нем компании, обсудили участники круглого стола РБК Татарстан «Как развивать бизнес в условиях высокой ключевой ставки».
Рост портфеля
Согласно статистическим данным, российский рынок факторинга заканчивал 2019 год с портфелем в объеме порядка 800 млрд руб., а по итогам 2020-го он достиг 1 трлн руб., рассказал директор дирекции цифрового факторинга Ак Барс Банка Алексей Дробот.
«Скачок роста рынка факторинга произошел из-за того, что у клиентов удлинялись сроки отсрочки платежа, копилась дебиторская задолженность, за которой образовывалась и кредиторская. С этим нужно было что-то делать: либо брать займы, либо продавать кому-то дебиторскую задолженность. Факторинг помог бизнесу решить эту задачу. Что такое факторинг? Это финансирование под уступку дебиторской задолженности на условиях отсрочки платежа. То есть, по сути, это получение выручки быстрее, нежели ее вам оплатит покупатель», — заявил он.
В 2022 году рынок факторинга в России вырос до 1,5 трлн руб. Портфель по итогам прошлого года, согласно отчетности Ассоциации факторинговых компаний, составил почти 3 трлн руб. Количество клиентов, которые пользуются факторингом, выросло с 9 тыс. до 18,7 тыс.
«Если так растет этот продукт, значит, в нем все-таки что-то есть. Статистика еще никогда никого не обманывала. Если рынок реагирует так, что мы за 4,5 года смогли вырасти до 3 трлн руб. — это значит, что факторинг достаточно удобный инструмент, подстраиваемый под ожидания и потребности рынка», — заявил Дробот.

Он отметил, что Ак Барс Банк на сегодня занимает на российском рынке факторинга 13 место.
«За многолетний опыт и кризисы мы поняли, как могут меняться цепочки поставок, где нужно ставить акценты. Сегодня Ак Барс Банк позволяет компании за счет средств банка авансировать закупку сырья и товаров и получать отсрочку платежа, реализовать ее покупателю и уже только с платежа, поступившего в банк, то есть когда происходит выручка с маржой, закрывать эту задолженность. Помимо того, что мы авансируем закупку, мы даем дополнительный коэффициент от той уступленной дебиторской задолженности, которая в итоговом счете является вашим конечным финансовым результатом. Если вы уступили на 100 руб. поставку в адрес понятной банку компании, на которую можно принять риск, то мы 30% к этому объему даем возможность дофинансировать авансом закупку вашего сырья и товаров. Более того, мы делаем так, что, если ваш дебитор только начинает заказывать продукцию, то есть еще нет дебиторской задолженности, мы уже принимает во внимание как будущую отгрузку, как уступку права требования, будущее получение выручки и под этот заказ начинаем финансировать закупку товаров и сырья», — сообщил Дробот.
По его словам, за последние четыре года возможности рынка факторинга очень сильно видоизменились. Например, появился исламский факторинг.
«Ак Барс Банк первым в России в январе 2024 года получил сертификат о полном соответствии факторинга нормам шариата с возможностью закупки сырья на баланс банка и реализации его производителям халяльной продукции. Для рестораторов, которые готовы поставлять в торговые сети такого уровня продукцию, мы готовы предложить что-то уникальное по самым минимальным ставкам. На сегодняшний день я вижу, что халяльная продукция на полках магазинов дороже. Понятно, что это от сырья зависит, расходных операций, которые связаны с тем, чтобы сделать продукцию халяльной и так далее. Но есть нюанс, связанный с тем, что у компании, которая производит такую продукцию, нет доступа к дешевым деньгам, потому что нет возможности платить проценты и нести риски. Поэтому они вынуждены брать дорогие частные займы. Мы же даем возможность поучаствовать в процессе пополнения оборотных средств, с учетом религии и по стоимости, соразмерной стоимости обычного стандартного продукта. Есть первые компании, первые кейсы, но это история, которая требует популяризации», — рассказал Дробот.

«Российский рынок несколько уникален: и волатильность, и всплески по курсу валют, по облигациям, стоимости акций – это история, при которой у банков возникает переликвид денежных ресурсов, и чтобы его использовать, нужно продавать дешево. И в 2011-2012 году рынок факторинга сломался, он стал сопоставим по стоимости со стандартными кредитными продуктами: стоил кредит 13%, факторинг тоже 13%. Но кредит один раз взял и через год вернул деньги, а факторинг – это ежедневная работа: увеличились поставки – лимиты подтянулись, появился новый покупатель – его тут же финансируют, покупатель не возвращает вовремя деньги – банк работает над этим, покупатель не возвращает – банк берет этот риск на себя», — отметил Дробот.
По его словам, сейчас на российском рынке факторинга формируется короткий портфель. Удлинение сроков отсрочки платежей произошло с 60 до 71 дня.
Альтернативный инструмент
Несмотря на рост портфеля факторинга, сам продукт в России остается достаточно непопулярным, отметил Дробот. Интерес есть в крупных городах, в Центральном федеральном округе, а в остальных регионах с факторингом мало знакомы, уточнил он.
Работающие в Татарстане компании, которые прибегали к факторингу, отмечают его полезность. Бизнес, который не использовал этот продукт, выразил интерес к нему.
«Факторинг – интересный продукт, мы его использовали. Я знаю, что много компаний уже знакомы с этим продуктом. Это хороший инструмент, чтобы управлять своей ликвидностью. Есть дебиторская задолженность и конкретно под нее ты получаешь деньги»— рассказала начальник финансового отдела «Казанькомпрессормаш» Альбина Хайдарова.

Она отметила, что заводу, ввиду его специфики - длительный цикл производства сложных продуктов для крупных заказчиков, на текущий момент использование факторинга не представляется актуальным. Однако этот продукт, по ее словам, возможно был бы интересен поставщикам предприятия.
На данный момент «Казанькомпрессормаш», по словам Хайдаровой, использует в работе авансирование по контрактам. Кредиты предприятие старается не привлекать, но в некоторых ситуациях, когда необходимо восполнить ликвидность, оно вынуждено прибегать к этому инструменту, несмотря на высокие ставки.
«Мы используем факторинг и стараемся не отказываться от этого продукта, и регулярно отслеживаем изменения в условиях применения данной услуги. Для нас это очень хороший инструмент, позволяющий эффективно управлять рабочим капиталом», — заявил заместитель начальника финансово-экономического отдела компании Danaflex Булат Хисматуллин.

В текущих реалиях, компания вынуждена очень взвешенно подходить к использованию данной услуги.
«Ключевая ставка, безусловно, негативно сказывается на возможности использовать факторинг в операционной деятельности. Компания старается расти за счет расширения производственных мощностей и усиленной работы с авансированием, с отсрочками», — сообщил Хисматуллин.
Факторинг является оптимальным решением для краткосрочных торговых операций, особенно с первоклассными клиентами, сообщил финансовый директор компании «АгроКлуб» Артем Акчурин. По его словам, этот инструмент организация использует наряду с кредитными линиями.

«Факторинг предлагали практически все, но самый гибкий и рабочий вариант получился с Ак Барс Банком. Этот инструмент мы используем для работы с крупными компаниями. Для использования факторинга нужен дебитор, на которого у банка-фактора имеется лимит. Если мы говорим про федеральных игроков, то на них он есть, но не на всех. Если же заниматься экспортом, то возникает вопрос санкций, лимитов и так далее. Мы бы и рады использовать в таком случае факторинг, но в виду геополитической ситуации вынуждены использовать кредитные линии», — сказал Акчурин.
О планах использовать факторинг заявила директор казанского отеля «Каганат» Алина Веденская. Она рассказала, что сейчас в работе используются оборотные средства, но ввиду планов по расширению есть намерение привлечь внешние источники. Банковские кредиты в силу высоких ставков в этом случае несут риск банкротства. Поэтому отель рассматривает альтернативные варианты. Так, для приобретения оборудования для номеров может быть применен лизинг, а в работе с клиентами, например, из числа командировочных, – факторинг.

«Командировочные изначально сами себе оплачивают проживание, потом мы оформляем документы и только после этого компания возмещает им деньги. Было бы намного удобнее и приятнее клиенту, если была бы возможность, чтобы сначала он проживал, а потом компания оплачивала услугу», — заявила Веденская.
О готовности рассмотреть использование факторинга заявил директор BMP Brands Group Руслан Аскаров. По его словам, для сферы девелопмента, учитывая цепочку банкротств подрядчиков, этот инструмент мог бы быть актуален.
«Здесь как раз и хотелось бы рассмотреть факторинг для контрагентов, которые приходят к застройщику, работающему в рамках проектного финансирования. Грубо говоря, чтобы даже генподрядчику банк проектного финансирования не отдавал деньги, пока он не отгрузился у своего поставщика. Тут еще возникает вопрос НДС: поставщик никогда не хочет отдавать свой товар. Рынок стал слишком нестабильным, особенно с мелкими производителями, а крупные сейчас просто не берут авансы на строительство, потому что они повышают цены практически ежемесячно», — рассказал он.

Среди клиентов, использующихся факторинг, есть компании из сферы общественного питания, но их доля невелика, отметил директор дирекции цифрового факторинга Ак Барс Банка. По его словам, это связано со спецификой этого бизнеса.
Как рассказал председатель правления Ассоциации рестораторов и отельеров Татарстана Михаил Шарипов, рентабельность ресторанного бизнеса на данный момент не позволяет брать заемные средства по ставкам, которые есть на рынке. По его словам, нет данных, чтобы кто-то из игроков использовал кредиты или факторинг.
«Ключевая ставка выросла. С одной стороны, это не очень хорошо, потому что пора дешевых денег закончилась, с другой стороны, что радует, в России сейчас нельзя однозначно сказать, что ситуация плохая, потому что спрос есть, он не упал», — сказал Шарипов.

Индустрию можно разделить на несколько сегментов. Наименьший сегмент - крупные рестораторы, у которых есть альтернативные источники инвестирования, либо партнеры, либо собственные средства и весомая доля рынка. Основную же количественную массу составляют рестораторы, которые активно пользовались заемными средствами, пока они были дешевыми чтобы нарастить ту самую долю рынка, либо в принципе открыть свой первый проект.
«Сейчас они заняли выжидательную позицию, кто-то уходит с рынка, кто-то оптимизирует процессы, потому что рост спроса не успевает за ростом фонда оплаты труда и фискальной нагрузкой. Плюс ко всему заходят федеральные игроки, у которых совершенно другие ресурсы, но и тут есть подвох – меняется потребительское поведение: 15 лет назад можно было просто удивить человека интерьером, каким-то брендом, пришедшим издалека, то сейчас наоборот идет смещение спроса в сторону местной идентичности, такой подход безусловно необходим для развития нашего региона. Ситуация неоднозначная, потребительские паттерны меняются – мы делаем все, чтобы зайти в наш регион просто на бренде, без акцента на идентичность и развитие региона было равнозначно работать в убыток иначе региона превратиться в засилие атмосфера уникальности будет утрачена», — заявил Шарипов.
Ключевая ставка на уровне 21% действительно не дает сохранить маржинальность, с которой бизнес стартовал в то время, когда ключевая ставка была максимально приемлема, когда можно было брать заемные ресурсы, в том числе инвестиционные займы, отметил директор дирекции цифрового факторинга Ак Барс Банка. Кроме того, бизнесу сейчас необходимость подстраиваться под конъюнктуру, под конечных потребителей, потому что так или иначе стоимость заемных ресурсов, по словам Дробота, уходит в конечного потребителя.
Другие сферы бизнеса также пытаются в текущей обстановке продолжать деятельность без привлечения заемных средств. Об этом, например, рассказал руководитель и учредитель компании MAT International Марат Зарипов.

«На сегодняшний день у нас не обсуждается привлечение заемных средств, потому что мы пытаемся войти в госпрограммы по оснащению школ. Я думаю, что мы обойдемся без привлечения заемных средств: сначала своими, а потом по госконтрактам, грантам», — сказал он.