Решение , Татарстан ,  
0 

Алексей Сергеев: «Консолидация условий для злоупотреблений»

Алексей Сергеев: «Консолидация условий для злоупотреблений»
Председатель совета директоров ООО «Интеграция» Алексей Сергеев рассказывает о системных угрозах, которые несет монополизация энергетической отрасли

Политика, направленная на консолидацию распределительного электросетевого комплекса, проводится в России с 2014 года. Она была предусмотрена Стратегией развития электросетевого комплекса России, принятой в 2013 году, и изначально должна была привести к благим результатам - росту эффективности отрасли за счет снижения издержек на оказание услуг по передаче электрической энергии благодаря эффекту масштаба и исключению из котлового тарифа неконкурентных высокозатратных компаний.                       

На первом этапе количество ТСО было сокращено в два раза - с более чем трех тысяч до полутора тысяч. Из котловых тарифов были исключены моносети (обслуживающие преимущественно одного промышленного потребителя) и компании, несоответствующие техническим требованиям (обязательным стандартам технической обеспеченности, наличию резерва для устранения аварий и квалифицированных кадров). Однако после 2017 года темпы консолидации стали снижаться, так как потенциал административных механизмов консолидации, заключавшихся в установлении требований (критериев), которым должны соответствовать владельцы электросетевых активов для получения статуса ТСО, был в основном реализован.

Для достижения поставленной Стратегией цели сокращения к 2030 году количества ТСО до 800 планировалась задействовать не столько административные, сколько экономические механизмы консолидации, направленные на стимулирование передачи электросетевого имущества наиболее эффективным собственникам, способных показать лучшее качество обслуживания на единых «эталонных» тарифах. При этом должны были быть разработаны процедуры передачи ТСО, не отвечающих установленным критериям, в управление квалифицированным сетевым организациям.

Начинали, как говорится, за здравие … Но уже в 2021 году стало очевидно, что значимость количественных критериев будет преобладать над качественными, то есть экономическими показателями. Введение в 2022 году поэтапного увеличения требований минимальной протяжённости сетей и трансформаторной мощности в собственности для сохранения статуса территориальной сетевой организации неприятно удивило рынок. Ведь ожидаемый перевод рынка на методику эталонных (унифицированных) затрат, который позволил бы выявить потенциал снижения расходов на передачу электроэнергии, занимающую до 40% в конечных тарифах для населения и бизнеса, так и не был начат. Наоборот, вместо экономической оценки деятельности компаний и выявления неэффективных ТСО появилась новая статья расходов – на покупку мощностей и консолидацию с другими компаниями.

Инициативная группа независимых ТСО пыталась оспорить введение данных административных количественных критериев, но безуспешно. В настоящий момент, в конце 2023 года, можно сказать, что фактически прошло два из трех периодов исключения ТСО, несоответствующих количественным критериям. Общее число компаний сократилось с 1396 до 985. При этом до сих пор отсутствует законодательная база для введения института системообразующих ТСО в регионах, которые, в том числе, и должны «подхватывать» в эксплуатацию сети, которые лишаются управляющих собственников в связи с консолидацией.

И вот уже второй год сотни компаний по всей стране вынуждены прилагать усилия для достижения необходимых к 2025 году показателей. Так, например, наша компания ООО «Интеграция» приняла решение консолидироваться с другой ТСО. Что, на мой взгляд, полностью соответствует официальным задачам консолидации – объединение электросетевого имущества под управлением наиболее эффективных собственников. А наша компания выгодно отличается от двух крупнейших и, одновременно, государственных компаний в регионе по таким важным показателям как стоимость обслуживания 1 у.е. оборудования, то есть то, во сколько потребителю обходится чистое содержание компании на единицу оборудования, без амортизации, а также процент потерь на сетях. Стоимость обслуживания электрохозяйства у ООО «Интеграция» на 34% дешевле (а значит эффективнее), чем у АО «Сетевая компания».

Алексей Сергеев: «Консолидация условий для злоупотреблений»

К сожалению, нет возможности оперировать данными за 2023 год, так как в прошлом году регулятор внезапно решил не публиковать на своем сайте экспертные заключения для ТСО. И теперь каждая компания видит только свои показатели. Есть ли тут связь с нашими предыдущими публикациями о нелестном сравнении разницы в стоимости обслуживания электросетевого оборудования? Как говорится, возможно и совпадение, но не думаю.
В то же время прослеживается и корреляция с предложением Россетей ускорить внедрение эталонных тарифов для сетевых компаний через ограничение предельной величины удельных операционных затрат на уровне крупнейшей ТСО в регионе начиная с 2024 года. Нам, не стесняясь, предлагают равняться не на эффективные компании, а по умолчанию на крупнейшие. Что, как показывает приведенные данные по Республике Татарстан, совсем необязательно является целесообразным.

Более того, ситуации, развивающиеся в некоторых регионах, показывают, что при объективной оценке именно дочерние компании Россетей первые в очереди на лишение статуса ТСО ввиду неэффективности. Так, в Дагестане этим летом в самую жару начались веерные отключения электроэнергии, из-за чего люди стали выходить на акции протеста. «Россети» пояснили, что более 78% оборудования отработало нормативный срок. Однако это не помогло - УФАС оштрафовало «Россети СК – «Дагэнерго» на 600 тыс. рублей за превышение допустимого количества часов отключения света. В Хакасии Госкомтарифэнерго пришло к выводу, что филиал монополиста, «Хакасэнерго», может быть лишен статуса ТСО из-за недостижения показателей по надежности и качеству электроснабжения. Через месяц глава Госкомтарифэнерго региона ушел в отставку.

Таким образом, по сути происходит не консолидация, а целенаправленная кампания по банкротству сетевых организаций и ликвидации любой возможности конкуренции для монополистов. Причем без оглядки на последствия для надежности и бесперебойности электроснабжения. Окончательно расставило все точки над i, на мой взгляд, предложение, которое прозвучало в конце ноября от Минэнерго РФ о переносе срока достижения необходимых критериев с 2025 на 2024 год. И это в то время, когда уже заканчивалось формирование тарифов! При том что, напоминаю, закон о СТСО, который должен был регламентировать процесс подхвата сетей, оставшихся без обслуживания, так и не принят.

Спешка не объясняется и темпами консолидации, поскольку текущие показатели не сильно отличаются от запланированных министерством:

Год регулирования

2023

2024

2025

План Минэнерго

1300

879

351

Факт

1291

985

?

Только представьте, что в один день вместо тысячи компаний осталось бы всего триста. Причем, вследствие ликвидации большого количества рабочих мест, пострадают не только сами работники ныне функционирующих ТСО, но и члены их семей.

Кроме того, главное - электросетевой комплекс существует ради потребителя. Но потребители уже сейчас не видят эффекта в предлагаемой консолидации. По данным доклада Ассоциации ТСО в 2023 году уход с рынка электросетевых услуг Воронежской области 4 ТСО из 36 привел к росту НВВ на 15,92 % или на 1 932 513 тыс. руб.(!) И это - еще не считая самой стоимости выкупа электросетевого оборудования у малых ТСО. Ведь до сих пор не определены источники финансирования выкупа электросетевого хозяйства у лишившихся статуса организаций. Скорее всего цену этого выкупа будут учитывать в инвестиционных программах, что неизбежно также приведет к росту тарифов. Общую стоимость выкупа сложно оценить даже ориентировочно. Однако, к примеру, в инвестиционную программу компании «Россети Урал» на 2023 год включено приобретение электросетевых объектов стоимостью 1,5 млрд рублей только на территории Челябинской области. А компания работает в 82 регионах страны.

То есть оплатить переход собственности на сетевые объекты предлагается потребителю, хотя от этого он не получит ровным счетом ничего (но заработают новые собственники-монополисты, в чем и заключаются истинная причина этих проектов).

По итогам этого затянувшегося эксперимента мы можем получить жестко поделенный и по сути безальтернативный олигопольный псевдорынок, окончательно распрощавшись с возможностью сравнения эффективности деятельности электросетевых организаций, с возможностью выбрать более выгодную компанию при рассмотрении вариантов техприсоединения или по обслуживанию электросетей, с неизбежной перспективой дальнейшего необоснованного роста расходов потребителей электроэнергии.

Что, на мой взгляд, сейчас, когда как никогда становится важной главная задача электроэнергетики – быть основой экономического и промышленного развития, является, мягко выражаясь, несвоевременно.


 

Об авторе
Алексей Сергеев Алексей Сергеев Председатель совета директоров ООО «Интеграция»
Решение 4 способа оплатить топливо на АЗС «ЛУКОЙЛ»
Содержание
Закрыть