#4 Бизнес и право, 25 сентября 2023
От первого лица , Татарстан ,  
0 

Удобство в приоритете: почему сервисное государство – стратегия будущего

Удобство в приоритете: почему сервисное государство – стратегия будущего
Сервисное государство развивается в России с начала ХХI века. Его идеологию формируют граждане, а достижения цифровизации России могут стать товаром на международной арене

О том, что такое сервисное государство и как оно развивалось в России и мире рассказал РБК Татарстан член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Комиссии Общественной палаты РТ по правовым вопросам и общественному контролю, председатель исполкома Татарстанского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Тимур Какохо.

Сервисное государство в России

— Что такое сервисное государство в России и Татарстане?

— Если двумя словами, то звучит так: государство, в котором гражданам удобно жить. Сервисное государство развивается в каждой стране вне зависимости от его общественно-политического устройства. Я думаю, любое государство не откажется от целей, среди которых главная – быть современным, шагать в ногу со временем. Поэтому в России объявлена новая концепция – Сервисное государство 2.0. Если говорить о его формировании, то сервисное государство складывалось в два этапа.

Первоначально оно отражало новую идеологию, когда государство становится сервисом по оказанию публичных услуг – имело место реакция отторжения. Сейчас с учетом цифровизации добавились технологические решения, которые позволяют государству быть современным, эффективным и быстро реагировать на меняющуюся действительность. Такая позиция отобразилось и на понятии сервисного государства.

В нашей стране есть стратегические документы о развитии государственных институтов и, если судить по ним, то сервисное государство у нас проявляется в направлениях суперсервисов, цифрового профиля, больших данных, искусственного интеллекта и интернета вещей – того, что сегодня на пике общественных обсуждений.

Если говорить о регионе, то здесь мы впервые в стране оформили понятие электронного правительства. Оно отображено в региональном законе 2007 года «Об информационных системах и информатизации Республики Татарстан». Это не просто закрепление понятия, а определение уровней взаимодействия и путей технологического развития. Добавим еще один момент. Открытые данные – «кровь» цифрового государства и цифровой экономики. На федеральном уровне этот проект в стадии разработки. У нас уже действует сервис «Открытые данные Республики Татарстан». И таких точек роста можно много назвать.

— С какого времени мы можем говорить о развитии сервисного государства в России и за рубежом?

— В России сервисное государство стало развиваться с начала 2000-х годов. Нам надо было привести все в соответствие с новой Конституцией, принятой в 1993 году. Старт был дан Указом Президента РФ о начале административной реформы в 2003 году. Тогда надо было перенастроить весь государственный аппарат на новые принципы функционирования, поэтому была выдвинута концепция сервисного государства. За несколько лет Россия продвинулась на передовые позиции, хотя некоторым странам требовалось на это десятилетия.

За рубежом подобные процессы происходили раньше, так как в странах Западной Европы не было глобальной перестройки. Но запоздание нашей страны в этом вопросе стало стимулом, развитие пошло гораздо быстрее, как и продвижение цифровых технологий.

Как гражданин формирует сервисное государство

— Какими преимуществами обладает человек, проживающий в сервисном государстве?

— Один из принципов сервисного государства – проактивность. Это постоянный диалог государства и личности, государства и гражданского общества, а гражданин сам выстраивает государственную повестку.

Режим постоянного взаимодействия и выступает гарантией того, что государство услышит голос каждого. Повестка сегодняшнего дня – когда каждый запрос должен вызывать реакцию органов государства. Для этого и создан аппарат.

Один из показательных примеров проявления сервисного государства – технология «умный город», где взаимодействие выстраивается в режиме реального времени. В Москве, например, в качестве эксперимента продвигают идею понятия удаленной онлайн-консультации – конкретные государственные должностные лица интерактивно взаимодействуют с гражданами на платформах соцсетей.

Татарстан также двигается в этом направлении – есть специализированные телеграм-каналы, где государство постоянно присутствует, а его представители помогают гражданам.

— Коррелирует ли сервисное государство с понятием общества потребления?

— Общество потребления – это немного другое, обычно этот термин используют в негативном аспекте. Гражданин становится лишь потребителем услуг, инкогнито, скажем так. Сервисное государство в современном понимании – это обратная реакция на стремительное развитие цифровых услуг.

Мы все потребители. Да, мы ходим в магазины, заказываем услуги но главное, я считаю, в этом потребительском потоке не терять себя. Государство здесь пока в роли отстающего – то есть технологии развиваются быстрее, чем государственные институты. Такая тенденция признается во всем мире. И во всем мире выстраивают новые элементы, позволяющие государству быть современным.

Поэтому надо двигаться по всем направлениям – развивать государственные институты, но и не забывать о человеке, его духовности. Именно поэтому мы видим, что в России параллельно на конституционном уровне речь идет о защите традиционных ценностей, духовных основ государства.

Цифровой суверенитет и международные отношения

— Если сервисное государство – это публичная власть, что можно говорить о взаимодействии с некоторыми странами востока или африканского континента? Это не препятствует отношениям, которые мы сейчас выстраиваем?

— Это не препятствует отношениям с перечисленными странами. Более того, необходимо говорить об экспансии наших отечественных технологических решений на эти континенты.

Приведу пример. Сейчас одно из главных направлений цифровизации – развитие облачных технологий. Большинство облачных хранилищ создается в небольшом количестве стран, а лидерство принадлежит США, Китаю, некоторым европейским странам. Получается, что в отсутствие технологической базы государство будет хранить свои данные, строить операционные системы на базе зарубежных платформ. Считаю, нам нужно продвигать на экспорт свои. Взаимодействие на цифровом уровне станет стимулом для продвижения наших интересов на этих континентах.

— Каковы прогнозы развития сервисного государства в регионе и стране?

— Считаю, сейчас в первую очередь необходимо стыковать основы сервисного государства и кибербезопасность. Базовым элементом в этом вопросе послужит цифровой суверенитет – его уже продвигают такие лидеры как ЕвроСоюз и Китай, и обе стороны учатся и перенимают опыт друг у друга, в конечном счете реализуя с учетом адаптации к своим условиям.

В России также необходимо двигаться в этом направлении, у нас есть для этого задел. Цифровой суверенитет предполагает технологическую самостоятельность: будут собственные цифровые решения – будет все остальное. Например, не у многих стран есть свои поисковики: у России – Яндекс, в Китае также собственная поисковая система, а весь остальной мир пользуется Гуглом. В свое время Германия пыталась продвинуть свой поисковик, но потом отказалась от этого, теперь, я думаю, хотели бы отмотать ситуацию обратно.

В России есть месенджеры и соцсети отечественной разработки, которые имеют свою обширную целевую аудиторию за рубежом. Не многие страны обладают этим потенциалом. Впереди – технологии по созданию единого цифрового профиля, облачные технологии, открытые данные, еще очень много работы.

От первого лица Айнур Ялилов о правовом регулировании в строительной отрасли
Содержание
Закрыть