Айнур Ялилов, управляющий партнер Юридической фирмы «Ялилов и Партнеры», исполнительный директор Казанского международного юридического форума: «Проект Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года определяет, что целью государственной политики развития строительной отрасли является формирование безопасной и комфортной среды жизнедеятельности, обеспеченной высокими стандартами проживания, эффективными финансово-экономическими, техническими, организационными и правовыми механизмами в рамках совершенствования программ социально-экономического развития, укрепления национальной безопасности и пространственного развития Российской Федерации.
В 2020 году Россия заняла первое место в рейтинге стран Европы по доле жилищного строительства. С точки зрения стратегических и экономических целей такие показатели характеризуют эффективность публично-правовых инструментов, аккумулирующих организационные, финансовые, социальные, иные ресурсы. Но количественные данные не вполне соответствуют качественным показателям, среди которых, в том числе, и уровень экономической и правовой обеспеченности субъектов, осуществляющих строительную деятельность.
Сегодня развитие строительного сегмента сопряжено с внедрением нового типа общественных отношений, требующих регламентации, прежде всего, в рамках гражданско-правового механизма. В частности, одним из определяющих векторов развития строительной отрасли является цифровизация. В гражданско-правовом ракурсе расширение использования технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта строительства и соединение в новом цифровом формате управленческих и строительных процессов предопределяет необходимость применения специальных договорных конструкций.
«Цифровой двойник» объекта строительства – не далекое будущее, а наступившая реальность, в рамках которой новая система контроля над процессом строительства становится одной из основных форм регуляции его надлежащего осуществления и последующей эксплуатации соответствующего объекта. Конечно, правовое обрамление соответствующих отношений не ограничится договором подряда и предопределит необходимость использования многосоставных договорных конструкций, учитывающих одновременно имущественные и информационные права и обязанности.
Одними из отличительных черт развития правового регулирования строительного сектора в государствах с высокими макроэкономическими показателями (США, Великобритания и т.д.) являются значительная роль механизмов саморегулирования (институционального, отраслевого, локального и др.) и стандартизация профессиональной деятельности, выраженная, в том числе, и во внедрении в практику разветвленных типовых договоров, разрабатываемых профессиональными ассоциациями инженеров и строителей.
Главным достоинством типовых договорных конструкций является то, что они выстраиваются с учетом фундаментального гражданско-правового принципа баланса интересов. Инструментальная функция типовых договорных конструкций, разработанных международными ассоциациями инженеров и строителей, выражена в том, что по сравнению с нормативными моделями договоров они содержат гораздо больше стимулирующих и меньше ограничивающих правовых средств воздействия на участников отношений. Это придает правоотношениям необходимую гибкость и прогрессивно влияет на развитие системы договорно-правового регулирования строительства.
Интенсивные процессы глобализации и интеграции, а также ускорение темпов конкуренции в области строительной индустрии сегодня предопределяют необходимость пересмотра существующих в отечественной нормативно-правовой системе договорных конструкций строительного подряда. На уровне гражданско-правового регулирования строительных отношений назрела необходимость формирования собственной системы стандартных договоров на строительство с учетом наиболее передового опыта lex constructionis, особенностей внутреннего права, практики правоприменения.
В августе 2019 года Правительство РФ утвердило Стратегию развития экспорта услуг до 2025 года. Согласно п. 39 Плана мероприятий по реализации Стратегии, ответственным министерствам и ведомствам поручено обеспечить «применение в Российской Федерации официальной универсальной контрактной базы Международной федерации инженеров-консультантов».
Внедрение соответствующих договорных форм предполагается как «сверху», прежде всего, через, систему госзакупок и иные институты, обеспечивающие строительство стратегически и социально важных объектов, так и «снизу» - через применение типовых договорных моделей на уровне саморегулируемых организаций и в частной предпринимательской практике.
Таким образом, необходимо выводить саморегулирование в строительстве на новый уровень правового и экономического обеспечения, стимулировать развитие институтов независимых инженеров, оптимизировать специальные договорные конструкции для применения в отношениях с инженерами-администраторами, инженерами-консультантами, архитекторами, иными специалистами на различных стадиях строительной деятельности.
Последняя систематизация судебной практики по договору строительного подряда осуществлялась двадцать лет назад, и конечно, в условиях современного развития строительной отрасли непременно нужны новые акты судебных толкований в области применения строительных контрактов, особенно с учетом международно-правового опыта.
Выработка единых судебных разъяснений по разрешению конфликтов в области гражданско-правовых строительных отношений, должна комплексно охватывать всю систему соответствующих договорных связей и, в частности: дать ответы на вопросы квалификации условий типовых договорных конструкций FIDIC и соотношения их с российским правом; предусмотреть устойчивые ориентиры правовой оценки методов информационного моделирования в строительстве; учесть применение разветвленных договорных конструкций, обеспечивающих участие специалистов в строительстве; создать механизмы толкования договорных условий, определяющих инвестиционные схемы в строительстве.
Правоприменительный аспект тесно связан с вопросами перехода на альтернативные способы разрешения споров в строительстве, предполагающие рассмотрение требований и урегулирование претензий посредством обращения к специализированным органам и субъектам (инженеры-арбитры, комиссии по разрешению споров).
Практика разноуровневого внесудебного рассмотрения строительных споров была с успехом воспринята в зарубежных правовых системах и существенно разгрузила государственные суды. Основными источниками закрепления условий о применении альтернативных способов урегулирования претензий изначально стали типовые договорные формы. Восприятие такого подхода в отечественной договорной практике строительных отношений видится особенно желательным в части существенной экономии сроков, материальных издержек и, как следствие, качественного изменения партнерских долгосрочных отношений в предпринимательском обороте».