Решение⁠, Татарстан ,
0

«Зеленый» путь: в какой бизнес можно внедрить принципы ESG

На первой ESG-конференции РБК Татарстан «Маршрут устойчивого развития» обсудили, как внедрить принципы экологичности, социальной ответственности и эффективного управления
На первой ESG-конференции РБК Татарстан «Маршрут устойчивого развития» обсудили, как внедрить принципы экологичности, социальной ответственности и эффективного управления
РБК Татарстан в ноябре 2025 года провел ESG-конференцию «Маршрут устойчивого развития». Участники обсудили внедрение таких принципов в промышленность, сферу услуг и другие отрасли

Устойчивое развитие – это не только про крупный бизнес и корпорации. Принципы ESG применимы как в малых компаниях, так и в индустрии гостеприимства, государственном управлении и других направлениях. К таким выводам пришли участники ESG-конференции РБК Татарстан «Маршрут устойчивого развития».

Использовать принципы и инструменты устойчивого развития могут кофейни, бары и рестораны, банки и биржи, уверена член совета директоров Carbon Zero Диана Исламова. В частности, направлением для этого может стать экология, а именно углеродный след. Стать более ответственными в этом вопросе могут даже физические лица.

«Это касается всех нас. Мы с вами потребляем электроэнергию в наших домах, она производится на станциях, где сжигается топливо», — пояснила Исламова.

Как оценить и компенсировать углеродный след

Для компаний, по словам Исламовой, возможны три источника углеродного следа:

  1. деятельность на территории компании (производственные процессы, собственная генерация и так далее);
  2. источник происхождения ресурса, который пришел извне (то, что было закуплено у генерирующей организации);
  3. углеродный след, который возник на протяжении жизненного цикла продукта или услуги.

В России действуют законы, согласно которым компании подпадают под отчетность. Кроме того, если углеродный след организации превышает 50 тыс. т СО2-эквивалента, ей также необходимо предоставлять отчеты.

«До 2024 года этот порог был 150 тыс. т, потом он был снижен в три раза. Соответственно, динамика такая, что отчитываться будут обязаны все больше компаний с каждым годом», — рассказала Исламова.

Член совета директоров Carbon Zero Диана Исламова
Член совета директоров Carbon Zero Диана Исламова

Кроме государственного регулирования, вопрос углеродного следа может быть важен для клиентов, стейкхолдеров и контрагентов. Также он является актуальным для компаний, ориентированных на экспорт продукции, из-за требований других стран.

Проводить расчеты углеродного следа можно как в ручном режиме, так и в автоматическом. В первом случае этим занимаются либо сотрудники и команды в компании, либо консультанты.

«Что касается автоматизации расчетов, здесь тоже возможны два варианта – это in-house разработка, когда ваше ИТ-подразделение, зная все ваши особенности, разработало механизм. Второе, вы воспользовались информационной системой, которая уже есть на рынке. Конечно, все идет к автоматизации. Почему? Потому что у нас копится огромное количество оцифрованных данных, которые грех не использовать. При автоматизации у компаний есть возможность смотреть свою динамику за несколько лет, сравнить показатели между разными подразделениями компании, прогнозировать», — отметила Исламова.

Для компенсации углеродного следа можно закупить «зеленые» сертификаты, которые подтвердят, что часть энергии была получена из возобновляемых источников. Такие сертификаты обращаются на рынке как товар и продаются отдельно от самой электроэнергии, например, уже после ее потребления.

Второй инструмент – прямой договор купли-продажи электроэнергии, когда потребление изначально заточено под возобновляемые источники. «В чем минус? В том, что в вашем регионе может не оказаться «зеленого» генератора, например, у нас в Татарстане есть гидроэлектростанции, но нет солнца и ветра. «Зеленый» сертификат позволяет вам купить атрибут «зеленой» электроэнергии у ВИЭ-генератора, расположенного в другом регионе, тем самым проинвестировав в развитие возобновляемых источников электроэнергии», — рассказала Исламова.

В России действуют добровольные «зеленые» сертификаты, которые выпускает, в том числе, Carbon Zero, и национальные «зеленые» сертификаты. И те, и другие, вносятся в специальный реестр, где учитывается информация о том, что сертификаты «погашены» (закреплены за покупателем), подтверждая его право на использование соответствующего количества «зеленой» электроэнергии.

«Зеленые» сертификаты – это инструмент не только для крупного бизнеса, но и для отелей, ресторанов и даже физических лиц. У нас есть такая опция, там будет написана ваша фамилия. У нас был такой покупатель из Нижегородской области», — отметила Исламова.

Устойчивый туризм

Среди направлений устойчивого развития для индустрии гостеприимства – сохранение культурного наследия, управление отходами, поддержка местного бизнеса и другие, отметила руководитель отдела устойчивого развития отелей Tasigo Мария Табаровская.

Отель в Казани располагается в здании, построенном в 1910 году на пожертвования известного хлеботорговца, казанского купца первой гильдии Якова Шамова. «Нам нравится блок про культурное наследие. То, где мы располагаемся, нас к этому обязывает. Мы считаем, что это большой вклад в сохранение архитектуры и культурного наследия региона», — сказала Табаровская.

Индустрии необходимо сосредоточиться на развитии устойчивого туризма. Это касается в том числе подготовки к наплыву туристов. Если инфраструктура не будет соответствовать повышенным требованиям, произойдут яркие негативные изменения. Сейчас некоторые туристические локации как в России, так и других странах, на время закрывают, поскольку инфраструктура не приспособлена к постоянной работе.

«Устойчивый туризм должен полностью учитывать текущие и будущие экономические, социальные и экологические последствия, удовлетворяя потребности и туристов, и окружающей среды, и принимающих сообществ» — отметила Табаровская.

Руководитель отдела устойчивого развития отелей Tasigo Мария Табаровская
Руководитель отдела устойчивого развития отелей Tasigo Мария Табаровская

Устойчивый туризм имеет незначительные отличия от устойчивого развития в целом. Отели и рестораны также могут придерживаться бережного потребления воды и электроэнергии, сортировать отходы и так далее.

«Мы не говорим здесь про солнечные панели, про ветряные мельницы и прочее. Можно использовать аэраторы на кранах или стекло с низкоэмиссионным покрытием – это некие эффективные формы, которые не столь дорогостоящие по сравнению с возобновляемыми источниками энергии. За пять лет мониторинга отходов мы собрали порядка 302 т вторсырья. Мы работаем и над тем, чтобы минимизировать пищевые отходы. В этом году мы получили международную сертификацию The Pledge on Food Waste за сокращение пищевых отходов в отелях», — рассказала Табаровская.

Устойчивый туризм также направлен на местные закупки. Табаровская отметила, что в отеле Tasigo в Казани доля локальных поставщиков составляет более 80%. Гостям также рекомендуют посещать местные рынки, рестораны и сувенирные лавки.

Кроме того, отели могут продвигать социальное предпринимательство. Первое партнерство Tasigo в этой области началось в 2021 году с фондом «Антон тут рядом». Проект поддерживает взрослых людей с расстройством аутистического спектра, эти мастера делают уникальную продукцию.

Далее сеть начала поиск фондов отдельных мастеров в Казани. «Мы нашли производителей уникальной продукции. Устойчивость – это когда вы помогаете тем, кто рядом. Но помощь не безвозмездна, это не значит, что это благотворительность. Вы продаете уникальные авторские вещи с национальным колоритом и аутентикой, и так гости, которые приезжают в Казань, узнают и запоминают этот регион», — рассказала Табаровская.

В отелях также организуют экспозиции работ художников с различными ограничениями здоровья. По словам Табаровской, картины пользуются невероятным спросом. Это связано в том числе и с тем, что гости готовы поддерживать устойчивые средства размещения.

Стратегия устойчивого развития Казани

Принципы ESG постепенно интегрируют в городское, региональное и государственное управление. Сейчас в Казани разрабатывают план реализации стратегии устойчивого развития. Об этом сообщила основатель агентства стратегического менеджмента Komanda, руководитель проекта «Стратегия устойчивого развития Казани 2030 (2040)» Валерия Маршалова.

План разрабатывают совместно с горожанами, сообществами и бизнесом. В рамках работы над стратегией изучаются передовые международные и отечественные практики. На этапе формирования находятся 30 флагманских проектов.

«Стратегия устойчивого развития Казани является первой в России, написанной городом-миллионником. Столица Татарстана во многом является первопроходцем в этой теме, первой из российских мегаполисов осмелилась сформулировать цели в области устойчивого развития и пойти по этому пути. Если говорить о городах в России, то, в целом, данных, исследований, документов, которые вели бы их по пути устойчивого развития, не так много. Думаю, многие будут следить за опытом Казани и использовать его для своей работы в данном направлении», — сказала Маршалова.

Основатель агентства стратегического менеджмента Komanda, руководитель проекта «Стратегия устойчивого развития Казани 2030 (2040)» Валерия Маршалова
Основатель агентства стратегического менеджмента Komanda, руководитель проекта «Стратегия устойчивого развития Казани 2030 (2040)» Валерия Маршалова

Стратегия устойчивого развития Казани до 2030 года с перспективой до 2040-го была принята 17 июня 2025 года. Ее целью является создание благоприятных условий для жизни и развития жителей, бизнеса и общественных институтов. Архитектура включает в себя пять блоков:

  • экологическое мышление и образ жизни;
  • экологическое благополучие;
  • люди и сообщества;
  • экономика;
  • управление устойчивым развитием.

В рамках этих блоков в Казани планируют заниматься минимизацией воздействия на окружающую среду и здоровье человека, развивать «зеленую архитектуру», систему раздельного сбора отходов, практики партнерства и сотрудничества, внедрять инновации и цифровизацию и так далее.

По словам Маршаловой, формирование экологичных мышления и образа жизни является первостепенным приоритетом для представителей бизнеса. К таким выводам пришли в ходе опроса, в котором участвовали 120 субъектов предпринимательства.

Проведенный в ноябре 2024 года на портале Госуслуг опрос жителей Казани показал, что 55% респондентов считают важным личный вклад в экологическое благополучие города. 20% респондентов предпринимают усилия в этом направлении (опрос «Экологично ли мы живем», октябрь-ноябрь прошлого года) – экономят ресурсы, сортируют отходы и так далее. В рамках стратегии устойчивого развития доли таких людей должны к 2030 году вырасти до 85% и 40% соответственно.

А, например, в сегменте домостроения за пять лет на 50% должно вырасти число домов, имеющих «зеленый» ГОСТ. На данный момент их в Казани 19. «Если мы начнем формировать спрос, то будет и предложение. Если люди будут понимать, насколько здорово жить в экологичном жилье, они будут ждать такие дома», — сказала Маршалова.

Как формировать устойчивое развитие региона и государства

Руководитель отдела устойчивого развития и ESG Центра устойчивого развития Центральной Азии Creative&Innovation Institute на базе Карагандинского технического университета им. А. Сагинова Александра Харитонова рассказала о законодательной части Казахстана в области устойчивого развития. В стране с 2025 года банковский сектор на законодательном уровне обязан предоставлять ESG-отчетность. В Казахстане созданы соответствующие институты, например, проектные офисы и парламентская комиссия.

«ESG и цели устойчивого развития для нас – это управленческие процессы. Наш центр входит в один из таких офисов при сенате Республики Казахстан. В результате последнего обзора, представленного на Политическом форуме высокого уровня по устойчивому развитию ООН, были определены основные цели – от здоровья и гендерного равенства до партнерства и эффективных институтов. Часть из них была выбрана казахстанцами в результате голосования, что показывает вовлеченность самого населения», — отметила Харитонова.

«Зеленый» путь: в какой бизнес можно внедрить принципы ESG

В Казахстане разработали методические рекомендации по локализации целей устойчивого развития, утвердили национальные и региональные индикаторы, а также провели пилотные исследования в четырех регионах.

В 2010 году Казахстан запустил уникальную инициативу – программу партнерства «Зеленый мост», которую поддержали ООН, ОБСЕ, ряд других стран, рассказала Харитонова. Эта платформа является основой законодательства по экологии и зеленой энергетике.

«В Карагандинской области для нас в первую очередь важно все, что затрагивает экологию. Это крупный промышленный центр республики. У нас разработаны внутренние областные программы. С привлечением иностранных инвестиций реализуется строительство солнечных станций. У нас есть город Сарань, который полностью обеспечивается за счет такой энергии. Есть биогазовая станция в селе Курминское, часть электроэнергии вырабатывается с помощью нее», — рассказала Харитонова.

Кроме того, в Карагандинском государственном техническом университете используют прототип биогазовой установки. Это пилотный проект в Казахстане, где студенты могут заниматься обучением на практике. Сотрудники Центра устойчивого развития Центральной Азии Creative&Innovation Institute прошли обучение в Германии, подали заявку на грант и выиграли эту установку.

В части образования в Карагандинской области также действует программа Platon 5D, направленная на развитие креативного мышления, ESG-компетенций и экологической осознанности. Она способствует снижению углеродного следа. Обучение прошли более 5 тыс. школьников и студентов.

Модератор ESG-конференции –руководитель РБК Татарстан Алексей Блинов
Модератор ESG-конференции –руководитель РБК Татарстан Алексей Блинов

Показать себя в медиа

В России постепенно формируется сообщество тех, кто вовлекается в ESG-повестку. Каждый бизнес находит свою нишу, которую хочет продвигать в массы. Сейчас многие практики могут остаться незамеченными, даже являясь интересными для компаний и людей. Кроме того, информация в медиа может быть сложной для понимания новичков, поэтому, например, для соцсетей и мессенджеров нужны короткие и написанные простым языком посты, отметила автор и ведущая Telegram-канала «Зеленая барыня ESG» Ирина Калачева.

«Очень много людей хотят приобщиться к повестке устойчивого развития, но им сложно сразу понять весь материал. У вас должна быть самая свежая информация, и что самое главное – ее нужно доносить максимально просто. Второе, Telegram – это контент немного из-за кулис. В моем канале вы видите очень много бэкстейджа с различных мероприятий, где первые лица, организаторы мероприятий дают комментарии, делятся своими мнениями и так далее. Это нужно, чтобы читатель чувствовал себя избранным человеком, то есть понимал, что, читая данный канал, он увидит нечто уникальное», — рассказала Калачева.

Модератор ESG-конференции – автор Telegram-канала «Зеленая барыня ESG» Ирина Калачева
Модератор ESG-конференции – автор Telegram-канала «Зеленая барыня ESG» Ирина Калачева

Что касается видеоконтента, он тоже должен быть более простым и искренним. По мнению Калачевой, ролик вызывает больше доверия, если он не идеален, например, снят быстро и на ходу. Это формирует ощущение, что автор или спикер выдает не подготовленный текст, а честное мнение. Эмоции также всегда привлекают внимание.

При этом нужен лидер мнений. Сейчас существует много анонимных каналов. Пользователю, в свою очередь, непонятно, кто их ведет и как доверять этой информации.

«Что касается различных видов взаимодействия – это может быть серия роликов о развенчивании мифов, какие-то экспертные оценки. Но сам факт интереса бизнеса к каналу и хорошая положительная оценка аудитории этого контента уже вызывает интерес», — сказала Калачева.

Решение Устойчивый Татарстан: что дает республике реализация ESG-проектов
Содержание
Закрыть