Бизнес находится в постоянном поиске возможностей. Для этого компании могут использовать опыт более крупных игроков или взаимодействовать с другими участниками рынка.
Одной из главных сложностей сейчас является ведение внешнеэкономической деятельности. Этот и другие вопросы обсудили на конференции «Превращая вызовы в возможности» в Казани, организованной Т-Банком для бизнеса Татарстана.
Взаимодействие с зарубежными партнерами
Коммерческий директор Sapere Aude Company Анна Корчагина, выступая на конференции, отметила, что сегодня компании ждут комплексных решений в сфере международных платежей.
«В последние несколько месяцев есть большие проблемы с оплатой, в том числе с Китаем. Часто не проходят платежи даже за несанкционные товары. Не существует ни одной гарантированной связки между банками в России и Китае, которая обеспечит 100% перевод денежных средств», — сказала Корчагина.
В таких условиях стали популярны платежи через агентов. Они позволяют за счет их инфраструктуры в зарубежных государствах осуществить этот процесс.
Конференция стала возможностью для местного бизнеса обозначить свои потребности для компаний, с которыми они работают. Одна из таких – снижение минимального порога платежа, о ней знают и банки, и платежные агенты, поэтому ведут работу в этом направлении.
Вложения свободных средств
Возможностью дополнительного заработка для компаний являются инвестиции. Сейчас на рынок приходит все больше организаций малого и среднего бизнеса. В основном, им интересен биржевой овернайт – вложение свободных средств на один день, неделю или на месяц. Предпринимателей интересовало какие есть риски инвестирования в этот инструмент. Они минимальны, поскольку у сделок есть обеспечение, а исполнение по ним гарантирует Национальный клиринговый центр, входящий в состав Мосбиржи.
Однако подключение напрямую на биржу занимает несколько недель, а иногда и месяцев. Но можно получить доступ к торгам через банки.
«Открыть брокерский счет в Т-Банке можно за 30 минут. Бизнесу доступны такие инструменты, как размещение свободной ликвидности в инструменты репо, конвертация валют, покупка ценных бумаг, драгоценных металлов и инвестиции в паевые фонды», - рассказала руководитель инвестиционных проектов Т-Банка Ольга Добродомова.
Проблемы продавцов на маркетплейсах
Директор T-Bank eCommerce Илья Кретов озвучил несколько трендов электронной коммерции. Сейчас, по его мнению, продавцы ищут новые площадки для продвижения. У каждого второго из них доля продаж с собственного сайта составляет 30%. Внимание к себе привлекают и нишевые маркетплейсы, специализирующиеся на продаже товаров из одной категории, – более половины покупателей регулярно приобретают на них товары.
В таких условиях продавцам необходимо работать на нескольких платформах. Порядка 55% покупателей пользуются только одним маркетплейсом, поэтому бизнесу следует выходить на новые площадки, чтобы найти новых покупателей.
По данным, T-Bank ecommerce, Казань занимает четвертое место по приросту оборотов на маркетплейсах в первом полугодии 2024 года – рост составил 54% за год.
Работа с потребителем
Директор по клиентскому опыту VK Роман Кананыхин рассказал, что для удержания потребителя необходима серьезная работа с обратной связью . По его данным, 98% пользователей читают отзывы на товары или услуги, а 87% не будут рассматривать продукт, если оценка менее 3 баллов из 5.
Нужно выстроить систему таким образом, чтобы клиентам было легко поделиться любой обратной связью с компанией. «Если вы не даете пользователю возможность к вам обратиться напрямую, то он найдет альтернативные способы рассказать о своем опыте. Если вы читаете про себя негативные отзывы не в своей службе поддержки, а на других площадках, значит, он не смог до вас достучаться», — сказал Кананыхин.
Предпринимателей Татарстана заинтересовало, как в этой ситуации защитить сотрудника, который обрабатывает негативную обратную связь. Кананыхин уточнил , что следует выстроить график со сменой тематик работы и регулировать загруженность специалистов. Кроме того, компаниям необходимо внедрить обучение по развитию навыков борьбы со стрессом.
Где брать кадры
«Говорят, что сейчас мы находимся в демографической яме. Мы еще не в ней, а только спускаемся. На ближайшие 15 лет нет предпосылок, чтобы людей стало много», — сказала HR-эксперт, советник предпринимателей, руководитель проектов hh.ru Инна Рамазанова.
Она отметила, что на сегодняшний день не хватает порядка 1,5 млн человек на рынке труда. К 2030 году, по оценкам экспертов, эта цифра вырастет до 2-4 млн.
В таких условиях конкуренция за кадры будет только расти. По мнению Рамазановой, необходимо изучать информацию о том, откуда приходят специалисты и какие компании выбирают, регулярно сравнивать зарплаты на рынке, формировать ценностное предложение. Вакансии с удаленным форматом работы собирают в разы больше откликов. Если есть возможность перейти на него, нужно рассмотреть такие варианты.
Помимо этого, необходимо расширять возрастной диапазон найма и рассматривать самые разные категории соискателей, от студентов и людей младше 18 лет до людей пенсионного возраста.