#1 Экология, 5 июня
Решение , Татарстан ,  
0 

Готовы ли регионы к изменению правил оплаты за вывоз мусора

Готовы ли регионы к изменению правил оплаты за вывоз мусора
Правила оплаты за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) предлагают изменить с учетом опыта Москвы. Соответствующий проект постановления правительства разработан Минприроды

Новая формула включает ежемесячную оплату 1/12 нормативного объема потребления, корректирующий расчет по итогам отчетного года на базе реального объема вывезенного мусора, а также перерасчет, если человек временно отсутствовал по месту жительства. Регионы смогут использовать эту методику наравне с нынешней оплатой по факту и по нормативу.

Не мусорил – не плати

В настоящий момент существует два порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО: исходя из нормативов потребления (накопления) ТКО и исходя из объема вывезенных контейнеров для накопления ТКО (фактического количества вывезенных ТКО).

При этом в первом случае перерасчет платежей за период временного отсутствия жителей предусмотрен, а в случае оплаты по факту — нет.

По действующим правилам перерасчет должен быть проведен в течение месяца после обращения гражданина. Однако, как показывает практика, процесс это трудозатратный и требует дополнительных расходов. Ежемесячные перерасчеты вносят путаницу, не позволяют вычислить точные объемы, и это мешает стабильной работе операторов по обращению с ТКО.

Опыт столицы – в регионы

Фактический учет ТКО с корректировкой рассчетов по итогам года уже применяется в Москве. Начисление происходит, исходя из ежемесячной оплаты 1/12 норматива в период с января по декабрь, с последующим внесением по итогам года корректирующего расчета по фактическому объему накопленных ТКО. Однако, москвичи недовольны – не учитывается, что жилец находился в отъезде и, соответственно, не мусорил.

Чтобы восстановить социальную справедливость, Правительство предложило при расчете оплаты по факту вывезенных ТКО учитывать временное отсутствие потребителя коммунальной услуги.

Новая формула будет включать ежемесячную оплату 1/12 нормативного объема потребления, корректирующий расчет по итогам отчетного года на базе реального объема вывезенного мусора, а также перерасчет, если человек был в отъезде.

По той же формуле Минприроды предлагает рассчитывать плату за коммунальные услуги, на территориях, где осуществляется фактический учет ТКО. Перейти на расчеты исходя из количества и объема вывезенных контейнеров возможно в тех регионах, где введено раздельное накопление мусора. По данным Российского экологического оператора на октябрь 2023 г. таких регионов было 77.

Зампред Комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева пояснила, что решение о принципах расчетов за вывоз ТКО принимается в регионах: за основу может быть взято фактическое потребление, норматив или предложенный Правительством вариант, основанный на опыте Москвы.

«В будущем наша целевая модель — это расчеты по факту. Но как считать этот факт - каждый месяц или по итогам года, как осуществлять перерасчет -сейчас больше возможностей для выбора. Регионы могут использовать либо старые формы, либо новую», — прокомментировала парламентарий «Парламентской Газете».

Особые условия

А готовы ли регионы к инновационной системе рассчетов?

Пока примеров, когда жители субъектов РФ перешли на оплату по фактическим объемам потребления – единицы. Причина – в отсутствии условий для перехода на такую оплату. И прежде всего речь идет об организации раздельного сбора мусора, прописанной как в региональной территориальной схеме обращения с отходами, так и на территории конкретного многоквартирного дома или частного сектора.

Чтобы вести учет вывозимых отходов, нужны контейнерная площадка с закрытым для посторонних доступом, на которой расположены контрольные весы, а также информационная база, фиксирующая объем ТКО. Отсутствие контрольных весов на контейнерных площадках открывает широкий простор для разного рода злоупотреблений. Например, при заполняемости контейнера, на треть перевозчик, его забирающий, может оформить, что выез целый куб. И, к сожалению, такие ситуации нередки.

Взвесить на колесах

Одним из вариантов решения проблемы учета вывозимых отходов может быть установка бортовых систем взвешивания на мусоровозы. В этом случае контрольные весы на контейнерной площадке могут и не потребоваться.

Во всяком случае так считает генеральный директор инжиниринговой компании «Веса Систем» из Набережных Челнов Руслан Галеев.

По словам предпринимателя в последнее время из регионов поступает много заявок по оснащению мусоровозов бортовыми весами –реформа помаленьку набирает оброты. Например, тестирование приборов татарстанских инженеров идет сейчас в Удмуртии, где датчиками «Веса Систем» укомплектовали четыре машины с надстройками для вывоза ТКО разных производителей и с отличными друг от друга типами загрузки. Предварительные испытания показали погрешность в разных машинах от 3 до 5 кг при полной загрузке кузова в 3-12 т. Специалисты «Веса Систем» оценивают такой результат как удовлетворительный.

Готовы ли регионы к изменению правил оплаты за вывоз мусора

«Мы оборудовали весами мусоровозы двух типов – с задней погрузкой и с боковой. Тензодатчики установлены в металлоконструкцию опрокидывателя. Информация с тензодатчиков уходит в электронный блок и далее поступает в систему мониторинга транспорта. Измерения производятся следующим образом: когда бак поднимается, мы измеряем вес полного бака. При опускании измеряется масса пустого бака и по разнице вычисляется масса мусора», — поянил Руслан Галеев.

Все данные о конкретном контейнере, времени, объеме и массе мусора попадают на сервер к диспетчерам. По итогам периода формируются отчеты для статистики и проведения оплат между всеми сторонами. Система мониторинга транспорта GLOBARS от компании «ЦИТ Барс» позволяет контролировать маршрут движения автомобиля. Для автомобиля задаются геозоны, которые он должен проехать и контролируется вхождение в них. Таким образом определяется принадлежность контейнерной площадки конкретному домохозяйству. При въезде автомобиля в заданную географическую зону контейнера определяется выполнение задания этим автомобилем. Кроме того, бортовая система позволяет определять расход топлива и формировать отчеты для перевозчика и для регоператора.

«Для успешного развития мусорной реформы для региональных операторов давно пора было поменять систему расчета за вывоз ТКО с нормативного на фактический. Если мы придем к системе оплаты за реальный накопленный объем, это позволит «раскачать» практику раздельного сбора. У людей появится мотивация сортировать мусор, что позволит уменьшить объем ТКО, как минимум, на треть», — считает предприниматель.


 

Содержание
Закрыть