Пресс-релизы , Татарстан ,  
0 

Ключевые аспекты цифровизации нефтяной компании. Опыт компании «Татнефть»

фото пресс-службы ПАО «Татнефть»
фото пресс-службы ПАО «Татнефть»
Цифровизация должна затрагивать все аспекты деятельности компании. Как и любые изменения — это непростой процесс, как для персонала, так и для инфраструктуры

Но они жизненно необходимы для развития компании и перехода на новый уровень.

Что мы в «Татнефти» понимаем под понятием цифровизация? В первую очередь, это оптимизация производственных процессов на основе данных и digital-технологий. Несмотря на то, что нефтяная отрасль является достаточно консервативной в этом плане, сегодня большинство ведущих компаний понимает, что переход к Индустрии 4.0 невозможен без полной трансформации всей отрасли.

Цель цифровизации перестроить производство таким образом, чтобы были соблюдены все правила безопасности, охраны труда, экологии, обеспечено соблюдение технологических режимов и экономической эффективности предприятия. А снижение нагрузки на природу и кратное снижение вероятности техногенных происшествий приносит пользу не только компании, но и обществу в целом.

Цифровые технологии – не панацея от всех проблем. Каждая отдельная технология выглядит многообещающе, но без применения к конкретной задаче сама по себе она не приносит пользы. Здесь все-таки первична организация бизнес-процессов компании. И уже точечно, в определенных случаях применяется та или иная технология.

ПАО «Татнефть»
ПАО «Татнефть» (Фото: пресс-служба)

Выбор конкретных технологий – это всегда процесс отбора, все решения в нашей компании применяются на основе аналитического инструментария. Каждая идея используется в производстве только после экспертизы возможности эффективного применения.

Основные цели цифровой трансформации

Цель нашей стратегии цифрового развития – повышение качества управления и увеличение стоимости Компании. В компании принята стратегия по увеличению стоимости, и вклад от повышения эффективности бизнес-процессов в это очень высок. Это геологоразведка, эксплуатация, планирование производства, логистика и общее бизнес-планирование.

Цифровизация в «Татнефти» призвана перевести управление компанией на рациональную основу. Что мы вкладываем в понятие «Рациональность»? Мы используем доступные данные с датчиков и персонала, обрабатываем их с помощью алгоритмов, построенных на основе инженерной логики, либо машинного обучения. И уже исходя из результатов мы принимаем оптимальные решения для максимизации денежного потока.

В результате реализации данной стратегии мы рассчитываем получить до 21 млрд. рублей экономического эффекта к 2021 году.

Проекты цифровизации у нас объединены с методологией бережливого производства. Прежде всего, у нас проводится картирование бизнес-процессов. В этих процессах мы выявляем потери, и, соответственно, на устранение этих потерь мы направляем усилия наших команд по реинжинирингу бизнес-процессов и их автоматизации. Положительный опыт мы распространяем среди коллектива, используя корпоративные СМИ, газеты, корпоративную социальную сеть. Таким образом, инновации тиражируются в Компании.

Эффект от цифровизации должен быть заметен

Применение IT-технологий должно кратно увеличивать ценность и эффективность бизнес-процессов. Результат проведения цифровизации должен быть не косметический, а видимый. Цифровые технологии помогают принимать верные управленческие решения, и эффект от повышения качества принятия решений может исчисляться миллиардами, десятками миллиардов.

ПАО «Татнефть»
ПАО «Татнефть» (Фото: пресс-служба)

Поскольку цена ошибки здесь очень высока, мы считаем, что данные решения должны приниматься на основе оптимизационных моделей. Мы собираем данные, обрабатываем их с помощью алгоритмов, и таким образом автоматически управляем производством.

Для чего это делается?

В первую очередь для того, чтобы персонал мог заниматься творческими процессами по повышению эффективности производства, а не выполнением рутинных действий. Эффективность роботизированного управления должна быть выше человеческого. Человек должен управлять производством опосредованно, через алгоритм. Так мы видим измеримый показатель – когда цифровизация есть, и когда ее нет.

В традиционных системах автоматизированного управления человек может воспользоваться статистикой, которую дала система, и принять решение на основе своего внутреннего чутья. В таком случае невозможно установить, как было, принято решение – рационально, или нет. Поэтому мы хотим, чтобы управление было полностью автоматическим, а если оно в чем-то требует улучшения, то должен быть улучшен сам алгоритм. Человек не должен иметь возможность искажать данные на всем этапе принятия решений.

Технология «цифровой двойник»

В настоящее время в «Татнефти» активно создаются «цифровые двойники» нефтегазовых месторождений, производственных процессов и установок.

На модели месторождения мы делаем оценку потенциала участка, выбираем оптимальные варианты разработки. 

ПАО «Татнефть»
ПАО «Татнефть» (Фото: пресс-служба)

Далее происходит проектирование инфраструктуры – расчет оптимального расположения нефтепроводов, насосов, диаметров и т. д. После этого начинается этап контроля работы насосов, перекачки нефти, сдачи и простоя, подключается система предиктивной аналитики.

Все вышеуказанные этапы являются частями единой интегрированной модели, которая функционирует в режиме реального времени. И в этой модели нет ручного принятия решений.

Цифровизация – это всегда вызов

Уже сегодня наша ИТ инфраструктура выполняет более 450 тыс. обращений в год и более 4 тыс. заявок на изменения. А реализация комплексной цифровой стратегии потребует решения более 7 тыс. задач по оптимизации бизнес-процессов и написания миллионов строк кода. Чтобы справиться с такой нагрузкой, мы меняем подходы к управлению процессами, инновациям, применяем гибкие способы управления командами (например, agile), а также используем корпоративную социальную сеть для коммуникации.

Ведется работа над корпоративной культурой. В компании утверждены 5 принципов, по которым оцениваются компетенции всех сотрудников. Это позволяет назначать на руководящие позиции тех людей, которые хотят и могут управлять в соответствии с принципами компании.

Подводя итог, хочу сказать, что цифровая трансформация ВИНК – это всегда вызов, причем больше экономического характера. Если компании удается выполнить все задачи в необходимые сроки и с приемлемыми издержками, то цифровая трансформация будет эффективна и принесет видимые и измеримые результаты.