Пресс-релизы , Татарстан ,  
0 

Производители Татарстана готовы поддержать технологию сокращения отходов

Производители Татарстана готовы поддержать технологию сокращения отходов
Проблема раздельного сбора мусора и утилизации отходов является актуальной для Татарстана в течение последних лет. В ряде районов уже реализована концепция раздельного сбора мусора, сортировки отходов и переработки

Но одним из пути решения мусорной проблемы является тренд отказа от упаковки продовольственных товаров, которая сегодня занимает значительную долю.

Процесс обращения отходов в Татарстане контролирует министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ. Территориальной схемой республика поделена на 2 зоны образования, переработки и утилизации отходов. Раньше государство регулировало только захоронение и утилизацию, сейчас же внимание уделяется сбору, транспортировке, сортировке, переработке и тд.
Первый заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Алексей Фролов сегодня на круглом столе рассказал о предстоящем визите в Америку для изучения опыта заводов по утилизации пластика и переработки его в топливо.

«Мы изучим опыт с целью реализации его в Татарстане. Начать реализацию проектов планируем в следующем году, для этого ждём федеральной поддержки в виде включения в нацпроекты. Основной задачей будет создание производства по переработке вторсырья в рамках зон притяжения отходов. Для этого будет привлекаться малый и средний бизнес, а мы должны будем помочь предпринимателям расширить возможности для работы с вторичным сырьем. Уже сегодня необходимо проектировать инфраструктуру для умной переработки отходов – а это и сортировочные станции, и пункты приема отходов у населения. Будут выделяться земельные участки не на полигоны, а на инфраструктуру.

Конечная цель состоит в том, чтобы весь объём отходов прошёл сортировку, и вторичное сырьё направлялось заинтересованным в его использовании предприятиям», - рассказал он.

Спикер также отметил, что сокращение отходов на месте - задача всех органов государственной власти. «Это и рыночные отношения, и требования торговых сетей по количеству упаковки, по доставке, по безопасности. Это является философией жизни человека. В советское время все ходили в магазин с сумками-авоськами, а продукты заворачивали в бумагу. Сейчас же у каждого дома есть контейнер, в котором собирают множество пластиковых пакетов после посещения супермаркетов», - добавил Алексей Фролов.

Эксперт в сфере ритейла руководитель агентства Bright Consulting Мария Яшенкова отметила, что сегодня самая надежная упаковка та, что сложнее всего перерабатывается. «Нельзя сохранить молоко в течение 180 дней в простом пакете. Продукт нужно доставить в торговые сети в должном качестве, и ещё заложить время на реализацию. Цикл производства сейчас начинается именно с упаковки, а лишь потом появляется продукт, от этого и все проблемы. Требования торговых сетей настолько ужесточились, что вас упаковки в системе логистики иногда превышает вес самого товара. Это не только полиэтилен, бумага, но и деревянные палеты, пенопласт, пластиковые контейнеры. Нужно пересматривать бизнес-процессы по логистике и доставке, а также модель поведения людей, которых сегодня будет сложно переубедить на другой тип упаковки – люди не захотят переплачивать за экологичность», - рассказала Яшенкова.

В то же время, эксперт напомнила, что на международном рынке вводятся новые требования. С 2022 года Европа вводит ограничения на пластиковую упаковку. Должны появиться новые материалы, которые могут быть вторично использованы. Люди обеспокоены тем объёмом мусора, в котором они находятся, но в то же время у них мало информации о том, как можно сократить потребление упаковки. Например, использовать сумки, стеклянную тару. Возникает необходимость в разработке новых концепций по переработке, утилизации отходов.

Представитель крестьянско-фермерского хозяйства Алена Белоглазова пожаловалась на то, что со стеклянной тарой, которую можно использовать повторно, работать тяжело.

«Экологичный продукт не может храниться долго, соответственно его нельзя продавать далеко. Стекло можно использовать повторно, но его сложно найти, и нужно обрабатывать термически. Затраты на производство и логистику при этом резко возрастут, а потребитель не готов за это платить. В России много идей по вторичному использованию стекла, но на практике они не реализуются. Нам как производителю на данный момент невыгодно пользоваться стеклянной упаковкой», - констатировала Белоглазова.

Представитель крупной ритейловой сети ЭССЕН Алиса Ситдикова заявила об открытии первого магазина концепции Zero Waste, в котором покупатели будут использовать для упаковки свою тару. Этот проект будет направлен прежде всего на повышение экологического сознания людей, а также вести к полному сокращению пластиковых отходов. Магазин начнет работать в 2020-2021 годах. Однако уже сегодня в сети супермаркетов ЭССЕН наблюдается рост продаж товаров без упаковки, что говорит о заинтересованности населения в этом вопросе.

«Мы готовы тратить бюджет на экологию и сокращение пластиковых отходов, поощряя наших покупателей, которые пользуются собственной упаковкой. Для них у нас существуют акции лояльности. В результате доля нефасованной продукции выросла в сети на 2% по сравнению с прошлым годом. Мы отказались от пластиковой упаковки в хлебобулочных изделиях, кондитерских товаров, заключили договоры на переработку первичной транспортной упаковки», - рассказала Алиса Ситдикова.

Заинтересованность в переработке упаковки и воспитании культуры у населения выражают мировые торговые сети. Компания IKEA регулярно организует сбор картона, пластика, стекла и батареек. Координатор по устойчивому развитию IKEA Лилия Шакирова рассказала на круглом столе, что население Татарстана заинтересовано в сдаче мусора на переработку, и многие даже готовы ехать ради этого через весь город.

«Все исследования показывают, что 92% населения готовы сдавать упаковку при наличии инфраструктуры. 78% людей готовы отдавать мебель в трейд-ин. Проблема обращения отходов сейчас несовершенна. В России процент переработки доходит до 100%. Мы переходим к экономике замкнутого цикла. 10% ассортимента нашего магазина – это переработанный пластик, стекло и бумага. Мы собираем картонную упаковку, и нагружаем машины обратно спрессованными отходами», - поделилась опытом Лилия Шакирова.

Эксперты уверены в том, что население будет осознанно относиться к потреблению и отходам, однако это комплексная задача, которая не может быть решена без помощи государства. Необходимо реализовывать совместные программы бизнеса и власти по уменьшению отходов от упаковки и увеличению доли переработки. И это задача предстоящих лет.