
Цифровая трансформация – значительное преобразование бизнеса, его бизнес-модели, вследствие внедрения современных цифровых технологий. Это закономерный шаг на пути эволюции бизнеса.
Процессы цифровой трансформации, глобальные изменения и внедрение ранее недоступных технологий формируют закономерные опасения у бизнеса. При этом, бизнес сталкивается с тем, что для достижения текущих целей существующие «классические» подходы становятся неэффективными. Развитие информационных технологий значительным образом увеличивает их роль в инновационной деятельности бизнеса, в формировании новых бизнес-моделей и во взаимоотношениях с потребителем. Теперь, если бизнес не может адаптироваться к требованиям современного цифрового потребителя, используя цифровые технологии, скорее всего, он обанкротится и перестанет существовать.
Это осознание является точкой начала цифровой трансформации для перехода в новую экономическую модель.
Сбербанк – это не просто банк, но надежный финансовый и технологический партнер для бизнеса. Согласно рейтингу, составленному АНО «Цифровая экономика» совместно с ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, Сбер входит в топ IT-компаний России по технологичности. С 2021 года Сбер оказывает сервис цифровой трансформации корпоративным клиентам (DTaaS – Digital transformation as a service). Сбер предлагает широкий спектр продуктов и услуг, которые помогают клиентам управлять своим бизнесом более эффективно. Продукт DTaaS обеспечивает всесторонний консалтинг на основе опыта Сбера в цифровой трансформации и создании платформ, обучение от СберУниверситета, помощь в разработке бизнес-требований, технического задания, прототипов решений, а также интеграцию лучших на рынке финансовых и нефинансовых сервисов. Уникальный опыт Сбера в цифровой трансформации получил свое воплощение в команде DTaaS.
Проект DTaaS на территории Волго-Вятского Банка реализуется совместной командой профильных специалистов Customer Success Manager (менеджер по достижению успеха клиентов) и бизнес-аналитиков.
В задачи команды DTaaS входят:
⁃ Анализ процессов и подготовка бизнес требований к будущим решениям
⁃ Приоритизация внедрения технологий и оценка их влияния на бизнес
⁃ Описание клиентских путей будущих цифровых решений
⁃ Составление дорожных карт внедрения цифровых проектов в бизнесе клиента
⁃ Поиск и аккредитация ИТ партнеров, наиболее подходящих для каждого конкретного бизнеса
⁃ Развитие цифровой культуры команд клиента
Приоритетом команды является подготовка бизнеса к конкуренции в новом мире технологий, а не работа в рамках отдельных решений и продуктов.
Исследователи процессов цифровой трансформации, такие как Кешелава А.В.1, Seresinhe R., Siebel T.M.2, отмечают, что предприятия ставят перед собой следующие цели при переходе от традиционной экономики в цифровую:
• удешевление и повышение надежности процесса сбора, хранения, обработки и распространения данных за счет применения новых технологий;
• повышение скорости, сокращение стоимости и упрощение процессов коммуникации как внутри хозяйствующего субъекта, так вне его;
• формирование систем для мультивзаимодействия людей и бизнес-процессов по вертикали и по горизонтали;
Эти гипотезы отражаются в запросах бизнеса, с которыми команда работает в рамках сервиса DTaaS:
Организация онлайн-продаж: создание интернет-магазинов, маркетплейсов, приложений, выход на ECom-площадки и интеграция с платежными модулями Сбера;
Управление предприятием: реинжиниринг и автоматизация внутренних процессов предприятия — от ЭДО до внедрения ERP и других приложений внутренней архитектуры компании.
Цифровое производство: промышленный интернет вещей (IIoT), управление данными и процессами, внедрение моделей и решений.
Облачные технологии и инфраструктура: реализация решений по миграции в cloud, оптимизация CAPEX и подготовка к масштабированию.
Кибербезопасность и обеспечение надежности бизнес-процессов: архконсалтинг, выявление, реагирование и предупреждение киберугроз.
Отдельная работа с конкретными продуктами, направленными на решение отдельных запросов – не цифровая трансформация.
Для реализации целей цифровой трансформации, как глубокого и масштабного процесса разработана система по подготовке и проведению цифровой трансформации. Система состоит из 5 шагов, которые позволяют понять и внедрить новые технологические решения:
1. Осознать необходимость цифровой трансформации;
2. Разработать стратегию цифровой трансформации;
3. Провести реинжиниринг процессов и организационной структуры;
4. Спроектировать, разработать и запустить цифровые решения;
5. Внедрить, сопровождать и развивать решения.
Александр Шаманин, исполнительный директор по нефинансовым сервисам Волго-Вятского банка Сбербанка:
«Каждый шаг цифровой трансформации бизнес проходит совместно с командой DTaaS, что позволяет бизнесу проанализировать традиционные подходы и концепции менеджмента, определить проблемные зоны и осознанно подойти к решению о преобразовании. Данная система дает уверенность бизнесу при формирования новой модели управления.
По сути, эффект не имеет материальных границ. Речь здесь не только об ускорении бизнес-процессов, сокращении издержек, формировании новых бизнес-моделей или углублении знаний бизнес. Цифровая трансформация — новая грань для бизнеса, и она у каждого принимает свой уникальный образ.
Одна из социально-экономических особенностей, порождаемая цифровой трансформацией, состоит в том, что решающими факторами деятельности человека становятся не овеществленные, а интеллектуальные и культурные феномены, новые подходы и парадигмы, и именно пользование и исключительное распоряжение ими становится новой целью деятельности бизнеса».
1Кешелава А.В. Введение в «Цифровую» экономику/ А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. - ВНИИГеосистем, 2017. - С. 12.
2 Seresinhe R., Lawson C. and Madani I. (2019), "Improving the operating efficiency of the more electric aircraft concept through optimised flight procedures", CEAS Aeronautical Journal, no. 10, pp. 463—478, https://doi.org/10.1007/s13272-018-0327-y; Siebel T.M. (2019), Digital transformation: Survive and thrive in an era of mass extinction, RosettaBooks.
Реклама. ПАО «Сбербанк». Kra23jotN