
Китайский рынок потерял 4,33% на фоне ковидных ограничений и замедления экономики. Даже стабильная японская биржа показала снижение: ключевые индексы просели на 2-4%
«Когда все привычные схемы перестают работать, начинаешь понимать – в Азии нет готовых решений. Каждый кейс уникален, каждая ситуация требует особого подхода», – отмечает Павел Быков, предприниматель с 10-летним опытом работы на азиатских рынках, автор методологии по выстраиванию устойчивого бизнеса в регионе.
За его плечами – успешные проекты в пищевой промышленности, мебельном бизнесе, логистике. В 2021 году этот практический опыт трансформировался в методическое пособие по работе на азиатских рынках. Документ уже изучают российские компании, которые ищут новые пути развития бизнеса в изменившихся условиях.
Путь Павла от регионального менеджера до международного эксперта не был гладким. Каждый кризис становился точкой роста: в 2014 году он успешно перестроил бизнес-процессы в условиях падения рубля, в 2015 вывел из убытков производственную компанию в Харбине, а в 2020-м одним из первых адаптировал мебельный бизнес к условиям пандемии.
В условиях, когда традиционные торговые маршруты оказались под давлением, а китайская экономика замедлила рост из-за ковидных ограничений, его экспертиза оказалась особенно востребованной. Павел начал консультировать компании по выстраиванию новых цепочек поставок через страны Юго-Восточной Азии, помогая диверсифицировать риски и находить альтернативные пути работы с азиатскими партнерами.
В какой-то момент стало понятно – личного опыта и точечных консультаций недостаточно. Российский бизнес нуждался в системном подходе к работе с азиатскими рынками. Так родилась идея методического пособия "Построение устойчивого бизнеса на азиатских рынках", которое вобрало в себя практические кейсы из разных отраслей: от производства до логистики.
«Каждый день ко мне обращались предприниматели с похожими вопросами. И я понял – нужна система, которая поможет им не наступать на одни и те же грабли. Успех в Азии строится не на следовании трендам, а на глубоком понимании местной специфики и умении быстро перестраиваться», – объясняет Павел.
Методология охватывает все ключевые аспекты ведения бизнеса в регионе: от выбора надежных партнеров до построения устойчивых логистических цепочек. Особое внимание уделяется антикризисному управлению и работе в условиях неопределенности. «Главная ошибка, которую я вижу у newcomers – они ищут универсальные решения. Но в Азии каждый рынок уникален, и то, что отлично работает в Китае, может полностью провалиться во Вьетнаме», – делится наблюдениями предприниматель.
«Если раньше можно было сосредоточиться на одном направлении, например, на Китае, то сейчас такая стратегия слишком рискованна», – объясняет Павел. В своей методологии он детально разбирает, как выстраивать работу одновременно с несколькими азиатскими рынками, учитывая их специфику и взаимосвязи.
Особый акцент сделан на логистических решениях. В условиях, когда проблемы в цепочках поставок привели к падению даже таких гигантов японского рынка, как автомобильная промышленность и электроника, умение выстраивать альтернативные маршруты стало критически важным.
«Многие до сих пор воспринимают логистику как простое перемещение грузов из точки А в точку Б. Но в современных условиях это комплексная задача, включающая оценку рисков, работу с местными партнерами, понимание регуляторной специфики разных стран», – рассказывает Павел.
2022 год радикально изменил картину торговых потоков в Азии. Закрытие привычных маршрутов, резкий рост стоимости контейнерных перевозок и усложнение финансовых взаиморасчетов заставили бизнес искать новые решения.
«Когда традиционные маршруты перестали работать, многие растерялись. Но именно тогда пригодился наш опыт работы с альтернативными логистическими схемами. Например, мы давно развивали направление через Турцию и страны Юго-Восточной Азии, что позволило быстро перестроить цепочки поставок», – рассказывает Павел.
В этих условиях Павел разработал и успешно внедрил систему мультимодальных перевозок с использованием новых логистических хабов. «Мы создали сеть промежуточных складов в нескольких странах региона. Это позволило нашим клиентам продолжать работу даже когда отдельные направления оказывались заблокированными», – объясняет он.
Ключевым фактором успеха стало выстраивание надежных партнерских отношений в разных странах Азии. Павел использовал наработанные за 10 лет связи для создания устойчивой сети контрагентов: от Гонконга до Таиланда.
Новая модель логистики строилась на трех принципах. Во-первых, диверсификация маршрутов – грузы теперь шли через несколько стран, что снижало зависимость от ситуации в каждом конкретном регионе. Во-вторых, создание буферных складов в ключевых точках маршрута. В-третьих, выстраивание гибкой системы взаиморасчетов с партнерами.
Успешный пример – организация мультимодальных перевозок для мебельного бизнеса. «Когда китайские фабрики начали останавливаться из-за локдаунов, мы оперативно перенесли часть заказов во Вьетнам и Малайзию. Параллельно запустили новый маршрут через Турцию, что позволило клиентам не только сохранить объемы поставок, но и выйти на новые рынки. В планах на 2023 год – расширение экспертизы на новые рынки Юго-Восточной Азии. Бизнес не должен зацикливаться только на Китае. Сейчас активно растут Вьетнам, Индонезия, Малайзия. У каждой страны своя специфика, свои преимущества. И важно понимать, как их правильно использовать», – делится планами Павел.
С другой стороны, в фокусе внимания – амбициозный проект по выходу на рынок США.
«Американский рынок сейчас особенно нуждается в надежных поставщиках и экспертах, понимающих специфику работы с Азией. После нарушения привычных цепочек поставок многие компании в США ищут новые возможности для импорта качественных товаров по конкурентным ценам», – объясняет предприниматель.
По его мнению, сейчас идеальный момент для создания новых торговых маршрутов между Азией и США. Многолетний опыт работы с китайскими производителями, налаженные связи в разных регионах и понимание логистических процессов позволяют предложить американским партнерам эффективные решения для импорта.
«У нас есть уникальное преимущество – мы знаем, как работать с азиатскими производителями, умеем контролировать качество и выстраивать надежные цепочки поставок. Это именно то, что сейчас ищут американские компании», – подчеркивает Павел.
2022 год с его турбулентностью на фондовых рынках и разрывом привычных торговых цепочек доказал: успешный бизнес в Азии требует системного подхода и глубокого понимания региональной специфики.
«Многие ждут, когда ситуация стабилизируется и можно будет вернуться к старым схемам работы. Но это иллюзия. Бизнес в Азии – это постоянная адаптация к изменениям, умение видеть возможности там, где другие видят только проблемы», – подводит итог предприниматель.
Именно этот опыт постоянной адаптации лег в основу методического пособия «Построение устойчивого бизнеса на азиатских рынках». Основанное на реальных кейсах и учитывающее последние изменения в регионе, оно уже становится практическим руководством для компаний, выстраивающих свой путь на восточных рынках.
«Успех в Азии строится не на слепом следовании шаблонам, а на глубоком понимании местной специфики и способности быстро адаптироваться. Именно этому я учу своих клиентов, и именно этот подход описан в методическом пособии», – завершает разговор Павел.