Компетенция , Татарстан ,  
0 

Бизнес с Огнем: Алексей Меньшиков изменил правила игры на каминном рынке

Алексей Меньшиков, основатель двух успешных бизнесов в России «Искусство Огня» и «BBQ.MOSCOW». Фото из личного архива
Алексей Меньшиков, основатель двух успешных бизнесов в России «Искусство Огня» и «BBQ.MOSCOW». Фото из личного архива
О том, как добиться успеха в бизнесе и изменить правила игры, в интервью с Алексеем Меньшиковым

Сегодня у вас за плечами 2 успешных бизнеса в России («Искусство Огня» и «BBQ.MOSCOW»), но 10 лет назад вы только искали себя после окончания университета. С образованием лучшего ВУЗа страны вы были желанным кандидатом в любые компании, но выбрали развитие собственного проекта. Почему?

Я с детства любил зарабатывать деньги, но так, чтобы мой труд приносил людям пользу. Например, уже в подростковом возрасте в маленьком поселке в Чувашии я открыл первый домашний компьютерный клуб, а на Новый год продавал фейерверки в школе.

Затем уже во время студенчества, я ездил в США по программе Work and Travel: интересный опыт, который помогает посмотреть, как устроен бизнес в разных странах.

Мне всегда нравилось ощущение быть первым, открывать новые горизонты и расширять границы привычного. И, не буду скрывать, мне всегда хотелось финансовой свободы для своей семьи, ради которой я готов много трудиться и развиваться.

В 2011 году каминный бизнес был рынком, который в России только зарождался. Почему вы выбрали именно его?

Я бы не сказал, что его не существовало. Это действительно был голубой океан, на котором были небольшие компании и крупные импортеры оборудования, которые сами не занимались монтажом.. Причем все игроки на рынке были сильно старше меня.

Те, кто хотел установить себе камин, сталкивались с ограниченным выбором и высоким риском получить продукцию низкого качества. Большинство печей и каминов были в эконом-сегменте, поэтому найти красивый современный камин и безопасно его установить было трудно. Более того, несколько компаний, которые продавали камины в люкс-сегменте, предлагали слишком дорогие, эксклюзивные и часто безвкусные варианты. Мы с партнером увидели, что ниша качественных каминов из европейских материалов практически не занята и есть большой потенциал для развития своей компании.

В 2011 году рынок недвижимости в России активно развивался, и многие стремились создать в своих домах уютную атмосферу с элементами западного дизайна — поэтому люди были готовы переплачивать за качественный камин.

Вы один из первых в нише наладили продажу комплектующих от европейских производителей. Как вам удалось выстроить такие отношения с подрядчиками?

Мы начали поиск материалов с анализа конкурентов и поняли, что выбор очень ограничен. Мы сразу поставили задачу сделать наш интернет-магазин номер 1 по количеству ассортимента.

Мы регулярно участвовали в профильных выставках в Европе, возили нашу команду на семинары, которые проходили на европейских заводах-производителях. Участвовали и в московской выставке «Салон каминов и отопления», где не только знакомились с новейшими технологиями, но и лично встречались с производителями. Какой бы ни был бизнес, личные встречи решают многое.

Поставщики на узком рынке, как правило, знают всех своих клиентов. И тут из ниоткуда появляются молодые, амбициозные парни, которые заявляют, что хотят перевернуть рынок. Конечно, мы вызывали интерес — и нам шли навстречу. Помогали с изучением материалов, обучали, возили наших сотрудников к себе на производства.

Благодаря яркому старту уже через 2 года после открытия в нашем магазине было более 5 тысяч наименований и более 45 брендов из разных стран.

Один из главных факторов в нише каминов — это безопасность. Не страшно было начинать переходить на российские материалы?

С одной стороны, камины считаются опасными для дома, а с другой — современные технологии позволяют полностью управлять огнем и минимизировать все риски его использования. Для компании «Искусство Огня» на первом месте всегда стояла безопасность: наверное, поэтому за всю историю у нас не было каких-либо неприятных происшествий, чем мы очень гордимся.

К сожалению, стандарты отрасли были и остаются достаточно низкими, большинство наших конкурентов предлагают максимально бюджетные варианты, чтобы удовлетворить пожелания заказчика по бюджету. Однако из-за большого количества нюансов и сложности технологий безопасный камин не может быть дешевым. Поэтому мы с командой заняли принципиальную позицию — не оптимизировать бюджет в ущерб качеству.

В отличие от конкурентов, мы долго использовали исключительно европейские материалы, хотя из-за курса валюты они сильно подорожали.

Тем не менее мы с командой регулярно посещали российские выставки, старались расширять базу поставщиков. И когда мы увидели достойных подрядчиков на российском рынке, которые смогут не только поддержать, но и повысить планку качества, мы дали им шанс и заключили первые контракты.

Сейчас около половины используемых нами каминных топок производятся в России . Поэтому смело могу сказать, что предугадал тренд на импортозамещение. Речь идет про бренды каминных топок Астов, Экокамин, Бауфламм — они предлагают достойную замену европейским брендам.

Камины — это не только про безопасность, но и про экологичность, за которой сейчас следят все корпорации. А как вы поддерживаете этот тренд?

Экологичность для нас — это не просто модный тренд, а обязательное условие для ответственного бизнеса. Экологичность в каминах это в первую очередь их эффективность. Чем выше эффективность (КПД) камина, тем больше продуктов горения преобразуется в полезное тепло и меньше выбросов через трубу попадают на двор клиента, а оттуда обратно в дом. Также важна экономичность, то есть как долго камин горит на одной закладке дров.

Если говорить более детально, то мы используем наиболее современные технологии, чтобы повысить уровень эффективности и экологичности наших каминов. Все материалы, от современных закрытых каминных топок до теплоизоляционных плит, проходят сертификацию и соответствуют самым строгим европейским стандартам.

Например, базальтовая вата, из которой камины делали все компании еще 10 лет назад, вредна как для здоровья клиентов, так и монтажников каминов. Мы давно заменили ее на другие, более безопасные и долговечные материалы.

А что вы думаете о регуляции вопроса экологичности каминов на государственном уровне?

Давайте рассмотрим на примерах: в Европе повышение экологичности каминов — это государственная политика. С каждым годом стандарты ужесточаются всё сильнее и сильнее, вынуждая производителей повышать экологичность и эффективность продукции.

А в некоторых регионах США, например, пошли по другому пути - вместо попыток повысить эффективность производимых каминов, власти ввели «No Burn Days», когда запрещено использовать дровяные камины и печи. Это привело к тому, что клиенты стали массово переходить на газовые камины, а американские производители каминных топок сильно отстали по технологичности и эффективности продукции от европейского рынка.

При этом в России, как вы можете заметить, рынок практически освобожден от регуляционных мер. Но уровень экологичности все равно со временем повышается благодаря увеличению предложения качественной продукции. Приятно осознавать, что и мой вклад в этом есть.

Когда вы открыли первый магазин Искусство Огня, там было всего лишь 2 человека, но уже через 3 года в компании было более 20 сотрудников. Какие инструменты способствовали быстрому росту?

Я не открою великую тайну, если скажу, что эффективный маркетинг — ключ к успеху компании. Всю историю деятельности бизнеса я лично контролирую процесс лидогенерации — с самого начала мы делали акцент на том, как точно попасть в целевую аудиторию. И у нас всегда получается находить ниточки, которые ведут клиента к покупке именно у нас.

Более того, мы сразу установили высокую планку качества. Вместе со своими сотрудниками мы посетили более 30 обучающих семинаров как в Москве, так и за границей. Большую долю прибыли мы инвестировали в развитие компании и закупку новых материалов. Тестировали самые современные теплоизоляционные материалы и разрабатывали более совершенные технологии их применения.

Как вы считаете, что самое главное в работе с персоналом?

Вы знаете, я с детства очень любил футбол. И главное, что дало мне это занятие — понимание, что без команды в жизни и в бизнесе будет также трудно, как в игре. Поэтому для меня ключевая вещь в управлении людьми — наладить слаженную работу коллектива, где каждый человек понимает и ценит свою роль.

Однако не менее важно в работе с персоналом прописать четкие регламенты и систему отчетности. Предприниматель обязан выходить из микро-менеджмента для дальнейшего развития компании.

Поэтому с самого начала я старался прописать подробные скрипты для продажников, расписать систему мотивации для менеджеров, выстроить прозрачную отчетность супервайзеров. Сотрудники и руководители работают гораздо лучше, когда осознают ожидания от их работы и знают, к какому результату нужно прийти.

Лично я убежден, что эффективно управлять можно только тем, что можно измерить.

У вас большая команда?

Вместе со всеми монтажниками, менеджерами, инженерами, администраторами — около 25 человек. Для меня очень важно создать в коллективе теплую атмосферу и думаю, мне это удалось — большинство сотрудников работают со мной уже более 5-7 лет.

Как вам удалось предотвратить текучку кадров?

Я старался вкладываться в сотрудников — потому что в любом бизнесе, прежде всего, трудятся люди. Мы регулярно отправляем команду на повышение квалификации, в том числе в Европу. Не забываем и о поднятии духа коллектива: раз в квартал мы собираемся на деловые игры, совместные выезды, семинары.

Как вы считаете, важно ли образование для предпринимателя?

Я считаю, что да. Мне с детства привили любовь к учебе, у меня даже есть диплом победителя Всероссийской олимпиады. И уметь учиться — крайне важный навык для предпринимателя. Для себя я выбрал факультет государственного управления в МГУ и ни разу не пожалел, хоть в госорганах и не работал.

Во время учебы в МГУ я изучил основы права, экономики, управления кадрами — все это полезно для ведения бизнеса. Но не менее важно, что учеба в лучшем вузе страны позволяет обрести связи, которые могут пригодиться в самый неожиданный момент.

Например, уже на 3-м курсе я помогал с маркетинговым исследованием для бренда Volkswagen в Москве.

И не менее важна семья, которая меня безумно поддерживала.