Решение , Татарстан ,  
0 

Павел Загоруйко рассказал о правилах успеха управленцев крупных компаний

Павел Загоруйко
Павел Загоруйко
Бизнес-кейс: что такое настоящий руководитель бизнеса и как им стать. О семи задачах руководителя, а также об основных принципах и секретах успеха рассказывает основатель бизнес-структур и управленец

Павел Загоруйко — успешный управленец, владелец бизнес-структур в России и США. С конца 1990-х годов он прошел через все ступени технологического предпринимательства: в старших классах с приятелем скупал сломанные компьютеры, чинил и перепродавал, в молодости владел компанией по продаже компьютерной техники. Руководил ИТ-отделами крупных компаний, вот уже 20 лет плотно занимается автоматизацией и цифровизацией бизнесов, а теперь сконцентрировал усилия на фулфилменте и маркетплейсах. Его в полной мере можно назвать self-made-man («человек, который сделал себя сам»). Теперь он помогает войти в бизнес электронных продаж другим людям и продолжает развивать собственное дело. В разговоре с нашим изданием он объясняет, что такое хороший руководитель и предостерегает от ошибок на кадровом поле.

«Если вы хороший водитель — вам без разницы, что водить»

За плечами у Павла Загоруйко — большой список проектов. Начинал он совсем молодым человеком, еще на заре компьютерной эры — в 2001 году, в семнадцатилетнем возрасте, пришел работать системным администратором в дилерский центр компании General Motors. В те далекие времена бизнес-процессы в большинстве российских компаний велись вручную, под запись в бухгалтерских книгах. А здесь уже была построена сеть более чем из 100 компьютеров, и уже вовсю развивалась автоматизация бизнес-процессов. Павел понял: вот чем нужно заниматься, чтобы повысить эффективность компании. Тут он научился и азам автоматизации, и прокачал навыки кибербезопасности.

В 2003 стал формальным руководителем: организовал собственную компьютерную сеть в Москве, и за несколько лет охватили интернет-услугами более 5 000 абонентов. И это — в те годы, когда домашний интернет все еще был диковинкой для многих!

С 2005 года Павел учредил компанию по обслуживанию компьютеров и оргтехники, а через три года выгодно продал ее. Таким образом, в 23-летнем возрасте он уже имел немалый бизнес-опыт, был хорошим переговорщиком и четко знал: его удел в будущем — технологическое предпринимательство. Сейчас, через 15 лет после этого, он владеет несколькими компаниями в России и США, является признанным экспертом по электронной коммерции и работе с крупнейшими мировыми маркетплейсами, написал ряд программ по автоматизации складов и продолжает развивать свои компетенции, шагая в ногу со временем. Его компетенции на шаг опережают мировые тенденции: в тот момент, когда мир настиг ковид и большинство продаж перешло в электронную форму, Павел Загоруйко уже вплотную работал с маркетплейсами и знал, как настроить процессы для этой работы.

Он уверен: чтобы быть хорошим руководителем, вовсе не обязательно досконально разбираться во всех процессах (но тем не менее, сам он в них отлично разбирается). 

«В моей картине мира руководитель не обязан очень хорошо разбираться в физике процессов компании, в которой он руководит, он должен хорошо разбираться в том как управлять и какие инструменты нужно применять в той или иной ситуации и какие цели стоят перед компанией. Хороший управленец сможет работать одинаково успешно и в магазине, и на ферме – его задача привлекать компетентных людей, ставить перед ними задачи, и совместно достигать цели оптимальным путем. Условно говоря, если вы хороший водитель — вам без разницы, что водить: Жигули, Мазду, Хонду или Мерседес, вам не нужно знать как устроена система впрыска и какой диапазон хода работы клапанов, для этого у вас есть специалисты, ваша задача довезти эту машину из точки А в точку Б оптимально и безопасно. А вот с «большегрузом» сложнее: тут включается вопрос масштаба бизнеса. К примеру, если вы умеете управлять небольшим магазином, то это еще не значит, что справитесь с большим производством – масштаб разный, требуются другие инструменты и приемы», — говорит Павел.

«Функции специалиста и руководителя — принципиально разные!»

С 2008 по 2013 годы Павел Загоруйко работал в различных крупных компаниях на руководящих должностях технического звена. Так, в компании «Легос» в должности руководителя ИТ-отдела он управлял информационной инфраструктурой нескольких офисов и производственного предприятия. Участвовал и в разработке ПО и аппаратной технологической сети компании (системы контроля доступа, пожарно-охранная сигнализация, система видеонаблюдения — все это он знал досконально). В компании «Октаграм», производившей системы безопасности, наш герой фактически руководил и выполнял роль антикризисного менеджера — и за год вывел предприятие в прибыль из финансового пике.

В совместном русско-американском предприятии ООО «Актио-Медия Рус» Павел руководил отделом разработки и ИТ-отделом. Участвовал в запуске облака Microsoft Azure в России. Накопив изрядный руководящий опыт в компаниях технологического плана, он вновь вернулся на позицию руководителя бизнеса, вплотную занявшись маркетплейсами и фулфилментом. Он размышляет о роли руководителя:

«Главная задача руководителя — применять определенные навыки и умения, чтобы достичь поставленных целей, используя заданные ресурсы. Многие бизнесы часто допускают ошибку: берут отличного специалиста, который прекрасно разбирается в своей работе, ставят его на руководящую должность и ждут результатов, предполагая, что если он достиг серьезных вершин в работе, то из него получится хороший руководитель. Но это не обязательно будет так. Да, если он сумел продвинуться в работе, то, скорее всего, часть навыков, необходимых руководителю, у него есть: самодисциплина, планирование, контроль, понимание процессов и их взаимосвязей. Без такого минимального бэкграунда тяжело стать лучшим. Но функции специалиста и руководителя — принципиально разные! Задача руководителя — обеспечивать, чтобы специалисты выполняли свою работу: мотивировать, обучать, контролировать, слушать. И это — огромная разница между ролями. Поэтому хороший перспективный специалист вовсе не обязательно станет хорошим руководителем отдела!»

Павел в разговоре с нашим изданием отмечает: на руководящие должности чаще всего подходят или менеджеры по продажам (которые обладают серьезным навыком коммуникации), или технари, инженеры (у которых отлично развит навык планирования и структурирования процессов). Сам он вырос из технарей, но и навыки переговорщика ему были даны, что называется, от природы.

7 задач руководителя

Павел Загоруйко перечисляет 7 функций, которые должен выполнять хороший руководитель:

  • Собрать команду и распределить, кто каким процессами занимается (а для этого он досконально представляет себе все до единого процессы и их устройство).
    «Хороший руководитель понимает, какими навыками и качествами должен обладать человек, чтобы эффективно справляться с работой. Моя рекомендация — обращать внимание, в первую очередь, на софт скиллз, особенно если речь идет о менеджменте и продажах», — объясняет Павел.
  • Следить за тем, чтобы поддерживалась эффективная, рабочая структура в выполнении задач и как взаимно движутся все процессы в компании
  • Задать стандарты и следить за их качественным соблюдением
  • Грамотно мотивировать своих работников.
    «Идеальной формулы нет, но есть параметры и инструменты, которые позволяют достичь результата. Их надо знать: мотивация, стимулирование, поддержка и контроль. Задача грамотного шефа — постоянно придумывать, как мотивировать людей, каждый день обращать на это внимание и поддерживать этот бесконечный процесс», — объясняет наш эксперт.
  • Организовать обучение сотрудников и постоянно его контролировать
  • Грамотно делегировать задачи: убедиться, что у человека, назначенного ответственным, достаточно ресурсов и полномочий для выполнения задания. Обязательно нужно указывать четкие временные рамки
  • Контроль работы, сбор отчетности.
    «Например, менеджеров можно контролировать по сумме выставленных или оплаченных счетов. Выработку склада можно считать по количеству принятых и отправленных машин. Контроль должен быть в четких единицах измерения. При этом надо соблюдать баланс. С одной стороны, он не должен перегружать административную систему, с другой — быть очень точным», — обращает внимание Павел.

«Главная задача руководителя — сделать так, чтобы эффективность росла, а затраты оставались в рамках заложенного уровня. Нужно достигнуть поставленных целей оптимальным способом, исходя из имеющихся на данный момент ресурсов. И, конечно, задача шефа — постоянно улучшать предприятие. Потому что если бизнес-систему не улучшать, то в какой-то момент она неизбежно начнет деградировать. Улучшения должны идти хотя бы со скоростью деградации (чтобы хотя бы оставаться на том же уровне)», — завершает нашу беседу Павел Загоруйко.