Решение , Татарстан ,  
0 

Как настроить искусственный интеллект на службу бизнесу без рисков

Сергей Зайцев, эксперт в области автоматизации бизнеса и использования искусственного интеллекта в рутинных процессах
Сергей Зайцев, эксперт в области автоматизации бизнеса и использования искусственного интеллекта в рутинных процессах
Эксперт по цифровым инновациям в бизнесе Сергей Зайцев — о том, почему больше нельзя работать по старинке и нужно обязательно использовать искусственный интеллект

В интервью нашему изданию московский бизнесмен Сергей Зайцев, эксперт в области автоматизации бизнеса и использования искусственного интеллекта в рутинных процессах, объясняет: прямо сейчас мир переживает новую производственную революцию. Искусственный интеллект надо делать своим другом, иначе он станет врагом: те предприниматели, которые не подстроятся вовремя, выпадут из конкурентной борьбы. Потому что ни один человек не может работать так же четко, быстро, без устали и ошибок. Но если подружиться с роботом и поставить себе на службу — он поможет быстро и эффективно развить бизнес.

— Сергей, расскажите о своем опыте. Насколько нам известно, над вопросами автоматизации бизнеса вы работали еще тогда, когда это не было мейнстримом.

— Мейнстримом не было, но крупные компании понимали, что нужно разрабатывать некие сводные, автоматические решения — хотя бы для ведения отчетности. Еще в 2007 году, занимаясь в одном из больших российских агрохолдингов бюджетированием, контролем управленческой отчетности, анализом себестоимости продукции и услуг, я написал первую свою программу для автоматизации. Это была сводная форма для бюджетов ДДС по всем подразделениям холдинга. Конечно, сейчас ясно: ничего сложного в этом не было. Я посидел над этой формой несколько дней, учел в ней все возможные и, кажется, невозможные факторы, проверил на полноту — и потом несколько лет с ней работали все мои коллеги в холдинге. Она экономила уйму времени, которое можно было бы потратить по-другому. Конечно же, сегодня подобные формы — это норма, стандарт работы на любом предприятии, даже маленьком. Но 17 лет назад многие обходились без них.

— Технологии, прежде всего, приходили со временем именно в финансовую и экономическую сферу. Как искусственный интеллект используется в рутинных операциях в этой области?

— Я работал в финансовой организации и могу точно сказать: помогает ИИ и во взаимодействии с банками, и в подготовке отчетности, и в учете клиентского сервиса, и практически во всех других ситуациях. Могу привести яркий пример: я в этой организации автоматизировал и оптимизировал большую часть рутинных процессов по отслеживанию кассовых разрывов. Это было больше десяти лет назад, а сегодня уже в своем бизнесе я использую обширные возможности искусственного интеллекта, чтобы это делать.

— И как же искусственный интеллект справляется с кассовыми разрывами? И почему стоит ему это доверить?

— Ручное отслеживание кассовых разрывов может быть долгим и трудоемким процессом. Сотрудник должен вручную сопоставить данные из разных источников, постоянно анализировать отчеты, выявлять несоответствия, отслеживать дебиторскую задолженность… Все это — время, а время — самый дорогой ресурс сегодня. Кроме того, человек — живой, он может быть невнимательным, болеть, уставать. Значит, что-то он пропустит. А искусственный интеллект — не пропустит. Он будет работать 24 часа в сутки с одинаковой эффективностью и проведет весь необходимый анализ. Причем у него никогда не возникнет соблазна меня обмануть в свою пользу.

Чтобы привлечь ИИ к контролю кассовых разрывов, я использую специальные программные решения, которые позволяют автоматизировать сбор данных из различных источников, проводить автоматическую проверку на несоответствия и аномалии, генерировать отчеты для анализа. Робот проверяет данные в реальном времени и мгновенно выявляет несоответствия, что позволяет оперативно реагировать на проблемы. А еще он работает с дебиторской задолженностью, и как только она появляется, очень надоедливо, с неумолимой периодичностью совершает звонки должникам и пишет им сообщения. Словом, искусственный интеллект, используемый с умом, отлично работает с кассовыми разрывами — у меня такая ситуация за несколько лет работы возникала всего дважды, и оба раза по причинам общего форс-мажора.

Современный бизнес должен поставить искусственный интеллект себе на службу, чтобы он не стал врагом
Современный бизнес должен поставить искусственный интеллект себе на службу, чтобы он не стал врагом

— А в области управленческого учета что умеет ИИ?

— Практически все то же, что умеет живой человек, за исключением того, что он, повторюсь, никогда не устает и не испытывает эмоций. Приведу пример: в свое время я работал аналитиком, специалистом по управленческому учету, и на мне был контроль сроков исполнения поручений, подготовка управленческой отчетности, оценка KPI — и автоматизация всей внутренней учетной системы, которая работала с этими показателями.

Так вот, искусственный интеллект можно научить и контролировать KPI, и вести полномасштабную управленческую отчетность (с документами и таблицами он вообще справляется на отлично — и, что характерно, никогда не допускает путаницы и ляпов, всё всегда прозрачно и четко). В бытность мою инженером-аналитиком я все это сделал, чем изрядно облегчил работу в двух департаментах компании: отделу кадров сэкономил 90 часов в месяц, бухгалтерии — 30 часов (раньше именно столько времени уходило у бухгалтеров на то, чтобы сверить выполнение KPI сотрудниками и рассчитать бонусную часть их зарплаты).

Возможности ИИ в области управленческого учета растут в прогрессии: параллельно с развитием самого искусственного интеллекта как такового растет и его функциональность. Сегодня, как я знаю, например, он умеет брать на себя функцию эйчаров — отслеживает кадровый дефицит, автоматически формирует описание вакансий и даже сам выгружает его на портал подбора сотрудников. А входящие резюме сортирует на основании ряда формальных признаков и отбирает определенное количество стопроцентно подходящих кандидатов. Правда, уже после этого в дело вступают живые эйчар-менеджеры, потому что человеческого взаимодействия еще никто не отменял.

— Так что же, искусственному интеллекту можно доверить подбор любого сотрудника?

— Я вам только по себе могу сказать. Анкеты сотрудников моего бизнеса, которых я беру на линейные позиции, не связанные с общением с покупателями, изначально сортирует нейросеть. Она отбирает кандидатов, с которыми потом общаются мои кадровики. А вот сотрудников торговых залов мы все-таки пока стараемся подбирать самостоятельно — оцениваем фотографию, стиль подачи информации о себе, смотрим, обаятелен человек или нет. Потому что он потом станет лицом нашей компании. Но, теоретически, думаю, можно научить робота справляться и с этой задачей.

А вот руководителей подразделений я отбираю всегда сам — и резюме прочитываю, и собеседования провожу. Потому что тут ответственность пока еще слишком высока. Хотя, если я, как и планирую, в скором будущем разрастусь до нескольких десятков пекарен, с этим надо будет что-то делать. Например, доверяться «искусственному кадровику» все в большей и большей степени.

— Что с процессами закупки ингредиентов и оборудования? Как их облегчает робот?

— В условиях дефицита на рынке грамотных специалистов в области закупок искусственный интеллект просто незаменим! Я с удовольствием использую и постоянно дообучаю, донастраиваю систему, которая на сегодняшний день обеспечивает всю рутинную закупку. сигнализирует, что пора размещать объявление о закупке, скажем, дрожжей или сахара. Вывешивает его. Собирает заявки от поставщиков. Проверяет каждого по ряду параметров (на юридическую чистоту, на отсутствие компрометирующей информации, на уровень отзывов от предыдущих покупателей). Выбирает несколько кандидатов, подходящих по цене/качеству. Предоставляет закупщику, тот выбирает, и дальше система отправляется готовить документы и вести переговоры. Робот в закупках — великая вещь! Надо просто знать, как и чему его учить.

— А как и чему его учить?

— Это тема для отдельной беседы, и я, кстати, даже тренинги по этой теме провожу. Думаю, сейчас вдаваться в подробности не будем.

— В одном небольшом интервью невозможно охватить все аспекты использования искусственного интеллекта в разных областях бизнеса. Но уже становится понятно: он умеет много. Даже пугающе много. У вас никогда не возникало мыслей о том, что когда-то реализуется сценарий «Терминатора» и, возможно, стоит приглушить бурное развитие ИИ, не доверять ему столько критически важных операций?

— На эту тему можно долго философствовать. И на Западе, и на Востоке, и в России уже громко ведется дискуссия: несколько компаний уже даже обращались, если я не ошибаюсь, в американский конгресс с тем, чтобы он законодательно приостановил развитие ИИ-технологий. Но как остановить несущийся на всех парах поезд? Думаю, никак. И именно поэтому мы должны обуздать этого скакуна, взять его под уздцы и использовать его огромную силу себе во благо.

Современный бизнес должен поставить искусственный интеллект себе на службу, чтобы он не стал врагом. Развивать его нужно в определенную сторону: пусть он учится считать, строить прогностические модели, предсказывать, когда кончится мука на моем складе, генерировать новые рецепты выпечки для меня. Пусть облегчает работу — ведь чем больше практических задач, связанных с бизнесом, мы ему скармливаем, тем глубже в эту сторону он развивается.

Ну так и давайте развивать его, чтобы у него, как говорится, не возникало дурных мыслей! Я, конечно, утрирую и упрощаю, но уверен: использовать ИИ в бизнесе нужно, и совсем скоро он освободит нас от множества утомительной рутины, оставив нам время на новые идеи, изобретения и на то, чтобы делать мир лучше!