Как добиться обратного — собрать команду, создать стартап, найти инвесторов и вывести продукт на рынок инженерам могут подсказать в Высшей школе нефти
Высшая школа нефти — научно-исследовательский центр, который Татнефть создала на базе Альметьевского государственного института (АГНИ) и бугульминского института «ТатНИПИнефть». Сегодня это не просто здание, где проводятся лекции, это город в городе со всей необходимой инфраструктурой: уже имеются лабораторные и учебные корпуса, современные студенческие общежития и спорткомплекс. В ближайших планах строительство жилых кварталов, двух детских садов и культурного центра.
Для чего инженеру становиться стартапером
Здесь же, в Высшей школе нефти, реализуется федеральный проект — передовая инженерная школа, которая предполагает модернизацию высшего инженерного образования. Подход к изучению дисциплин меняется на разных уровнях, в том числе инженеров здесь учат быть не просто учеными, но и предпринимателями. Например, с помощью проекты «Школа РЕ». РЕ значит Principal Engineer — лидер инженерной группы. Это специалист новой формации с инженерными, управленческими и гибкими навыками. Он обладает компетенциями для ускоренного внедрения новых, в частности, цифровых технологий в реальный сектор экономики.
По словам директора ПИШ ИТМО-АГНИ Александра Виноградова, задача лидера инженерной группы — представлять, для чего создается высокотехнологичный продукт, какова его социальная и экономическая значимость. Для этого нужно понимать и оценивать, как развивается рынок, какие стартапы растут, какие технологии создаются, какие при этом есть запросы у рынка и как он на них реагирует.
«Мы хотим объяснить, как создать бизнес-проект, привлечь финансирование, просчитать риски, собрать финмодель и аргументированно донести до инвестора, что это делать необходимо. Также мы говорим о том, как наладить диалог с потенциальным инвестором, собрать команду, работать с интеллектуальной собственностью, минимизировать риск ошибок, когда потенциальный лидер инженерной группы начинает работать и в перспективе создает стартап», — объясняет задачу «Школы РЕ» Александр Виноградов.
Стартап должен решать проблему, его автор — уметь управлять командой
Эксперты отмечают важность навыка упаковки идеи в продукт. Руководитель Стартап Хаба, ИТ-парка им. Башира Рамеева Алексей Таранов говорит, что большие компании работают со стартапами из любой сферы: из любой сферы: финтех, медтех, HR и образование, логистика, видеоаналитика, искусственный интеллект и большие данные, либо узко специализированные. Основной момент, на который смотрят корпоративные гиганты в поисках новых решений — технологичность.
«Проект должен иметь инновационную составляющую и решать конкретную проблему, которая есть у той или иной компании. Они могут искать стартапы по собственным критериям, например, по наличию команды, подтвержденных гипотез и работоспособности продукта, или через акселераторы. Автор проекта при этом должен обладать управленческими навыки, понимать важность внутреннего документооборота стартапа и отчетных документов в случае получения гранта. Важно не забывать, что стартап должен выполнить цель, будь-то продажи или тестирование продукта. Всю эту информацию можно найти в сети, где есть пошаговые гайды. Так не погруженный в тематику специалист может составить общую картину. Но лучший вариант, когда стартап обращается к ментору или трекеру», — отмечает Таранов.
В этом году трансформировать научную идею в бизнес-проект в «Школе РЕ» учились 50 магистрантов, аспирантов старших курсов и кандидатов наук из вузов и НИИ всех регионов страны — от Калининграда до Владивостока. Экспертами выступали научные работники из ведущих научно-исследовательских институтов, научных и проектных центров России, и специалисты АГНИ.
Как сообщают «Нефтяные вести», на старте Школы молодые ученые пообщались в формате открытого диалога с генеральным директором «Татнефти» Наилем Магановым. Он рассказал, какие стартапы представляются компании наиболее перспективными, как происходит развитие ее внутренней ИТ-системы и как проходит цифровая трансформация.
Открытый диалог поддерживается на всех этапах школы, будь-то презентация кейсов или встречи с экспертами. Инженеры могут ознакомиться с тематическими кейсами, опытом создания стартапа и инженерных проектов без отрыва от науки, больше узнать об управлении командой и работе с инвестиционными фондами. Встречи с экспертами дают возможность участникам получить конкретные практические советы и рекомендации по своим проектам, а на опен-спейсе более опытные коллеги отвечают на вопросы общего характера: как избежать профессионального выгорания, по каким критериям подбирать специалистов в команду и как правильно ставить задачу.
Директор премиального офиса инвестбанка «СИНАРА» Вадим Ложкин отмечает, что даже в периоды неопределенности бизнес ищет точки роста и стартапы могут сыграть здесь заметную роль. «Стартапы — достаточно рискованный класс активов и к их выбору крупные компании подходят избирательно. Особенно это заметно в сравнении с покупкой акций публичных компаний, которые торгуются на бирже. Они публикуют открытую информацию, можно посмотреть их текущую выручку и фактическую прибыль, просчитать модель отдачи капитала и отсюда построить целевую цену и потенциал роста той или иной акции. Инвестиции в стартапы сопряжены больше с интуицией. Однако инвесторов в стартапы множество, часто они подходят к инвестированию портфельно, участвуя в нескольких проектах одновременно в роли бизнес-ангелов. Особенно хорошо эта модель работала во время низких ставок депозитов в банках, когда инвесторы обратили внимание на компании в IT-секторе. Сейчас, в период неопределенности, открываются новые рынки и новые возможности. Люди будут продолжать инвестировать, но более скрупулезно относиться к выбору стартапа. Потому авторам проектов необходимо уделить серьезное внимание упаковке идеи», — отмечает Ложкин.