Эти средства были направлены на научные исследования и разработки. В Татарстане такая передовая инженерная школа базируется в Альметьевске в Высшей школе нефти, она уже попала в список лидеров.
Передовая инженерная школа — принципиально новая модель подготовки инженеров. Концепция подразумевает три ключевых составляющих: специалисты, среда, в которой они развиваются, а также создание и выведение на рынок конечного продукта. В Альметьевске такую школу создали «Татнефть», Университет ИТМО (Санкт-Петербург) и Альметьевский государственный нефтяной институт (АГНИ), где и базируется школа. Сегодня здесь открыты три магистерские программы: по индустриальным биотехнологиям, компьютерным наукам и интернету вещей. А в общей сложности в институте обучаются 1444 студента, из которых 229 магистрантов. Кроме того, в этом году 82 аспиранта.
Студенты изучают часть дисциплин в АГНИ, часть в ИТМО, как в онлайн-, так и офлайн-формате. К слову, для офлайновой жизни и обучения здесь есть все необходимое: лабораторные и учебные корпуса, современные студенческие общежития и спорткомплекс. В проект развития также заложены детский сад, культурный центр и жилой квартал для научных работников. В 2023 году откроется учебно-лабораторный корпус, площадью 28 тыс. кв. метров на 1,7 тыс. студентов.
Лабораторно-исследовательский комплекс Высшей школы нефти реализует «Татнефть» для синергии отраслевой, вузовской науки и регионального инженерного образования. Здесь развернуто более 60 современных лабораторий. Причем позиционируется эта площадка не только как исследовательский центр, но и центр инновационного образования и подготовки высококвалифицированных специалистов для нефтяной отрасли.
Новый специалист – инженер-стартапер
В начале апреля в Альметьевск приехали представители 30 передовых инженерных школ со всей России, сообщают «Нефтяные вести». Во время экскурсии по кампусу и.о. директора ФГНАУ «Социоцентр» Андрей Келлер (Москва) отметил, что в школе на базе АГНИ можно реально увидеть возможность привлечения и талантливой молодежи, и опытных исследователей в реализацию проектов.
«И что характерно, это не столичный регион и даже не город, в котором непосредственно есть аэропорт, но тем не менее кадровые вопросы решаются. Это и есть тот реализованный кейс передовой инженерной школы, который мы должны показывать другим вузам для того, чтобы перенять опыт», — отметил Келлер.
Каждый студент вовлечен в реализацию научных проектов, а на базе специальной студии прорабатываются два стартапа: разработка уникальной модели гирокресла для людей с ОВЗ и датчиков онлайн-мониторинга уровня глюкозы. Научить специалистов упаковывать свои идеи в настоящий бизнес-проект – еще одна задача школы. По мнению руководителя Стартап Хаба, ИТ-парка им. Башира Рамеева Алексея Таранова, любая научная гипотеза должна основываться не на собственной идее, а подтверждаться реальным спросом.
«Когда возникает какая-то идея, надо предположить, что скорее всего прямо сейчас или еще вчера она появилась в головах у еще троих людей на разных концах света. Инженеру может не составить труда придумать изобретение, сложность начинается, когда нужно найти подтверждение, что продукта еще не существует. Мы ограничены географией, языковыми барьерами, рунетом, поэтому важно проводить доскональные исследования, изучать зарубежный опыт и наработки, следить за конкурентами. Инженерам необходимо изучать спрос, сначала выяснив актуальность потенциального продукта, чтобы после аналитики перейти к его созданию. Сегодня вполне реально придумать продукт, изучить спрос, защитить проект перед индустриальным партнером и заручиться его поддержкой», — отмечает Таранов.
Инженерные школы, как связка между специалистами и бизнесом
Ректор АГНИ Александр Дьяконов комментируя актуальность передовых инженерных школ отмечает, что те вызовы, которые возникают сегодня перед добывающими компаниями, требуют необходимости переформатирования системы обучения. «Появляется связка — индустриальный партнер, университет, и трансформация отраслевого института, который работает на основе фронтирных исследований в университете, получая продукты, необходимые, с одной стороны, компаниям, с другой – открытому рынку», — уверен Дьяконов.
Конечная цель новых инженерных школ – подготовка квалифицированных кадров и серийный выпуск продуктов, востребованных на рынке. Директор еще одного такого проекта – Передовой инженерной школы Казанского федерального университета Гузель Капитонова добавляет, что к задачам относится и популяризация в молодежной среде инженерно-технического образования.
«Проект «Передовые инженерные школ» – это один из инструментов модернизации российской экономики и ее перевода на инновационный путь развития. Основной особенностью является взаимодействие с высокотехнологичными компаниями и партнерами. Например, ПИШ «Кибер Авто Тех» разработал собственную модель инженерного образования, учитывающую пожелания работодателей, то есть, для предприятий ПИШ предоставляет высококвалифицированные инженерные кадры, по востребованным на сегодняшний день направлениям инженерной подготовки, такие как, альтернативные источники энергии для транспортных средств, цифровые технологии проектирования и производства. Для студентов школа является карьерным лифтом и гарантией трудоустройства, а также возможностью обучаться на практике совместно с инженерами-наставниками, решая реальные задачи, поступающие от индустриального партнера», — отмечает Капитонова.