Нурсиль Нурисламович, «Юником», судя по показателям, успешная компания, которая за 10 лет освоила международный рынок и серьезно развила географию присутствия. Как вам это удалось в период нестабильной экономической ситуации?
Мы начинали бизнес на пике конкуренции. Около десяти лет назад направление внешнеэкономической деятельности драйвили три ключевых фактора: возможность отгружать большие объемы продукции, скорость поставок и цена.
С первых шагов наша компания ориентировалась на крупных клиентов. Мы заключили договоры с рядом федеральных заводов-производителей пищевой продукции, торговыми сетями и ресторанами. В то время в нашем портфеле было сливочное масло, сухое обезжиренное молоко, подтворожная и подсырная сыворотки и сыры. На данный момент в торговой линейке более двух тысяч наименований.
Конкурентным преимуществом компании был и остается фокус на потребностях клиента — подбираем товар под любые запросы. Для нас важно получать прибыль, сохраняя при этом качество продукта. В штате компании работают специалисты, которые оценивают состав, вкусовые свойства, отслеживают соответствие продуктовой линейки по всем нормам качества.
Работали и работаем — на базу, на доверие, на лояльность. С 2015 года объемы продаж компании активно увеличиваются — растем в среднем на 20-25% в год. Сейчас в штате порядка 200 человек, сотрудничаем с более чем 500 компаниями в РФ, с бизнесом более 15 стран мира и заключаем в среднем более 3,5 тысяч контрактов в год.
Не боитесь стагнации на фоне социально-экономической турбулентности?
Вы знаете, к экономической тряске в бизнесе нужно быть готовым. Любой кризис можно воспринимать как условие роста — возможности для этого есть всегда. В пандемию тоже все говорили о стагнации. А наша компания в этот момент приросла по многим показателям. Например, в 2021 году реализовали 42,5 тысяч тонн продукции — на 23% больше, чем годом ранее.
Как трейдеры создали мощную площадку для диалога между игроками отечественного и международного пищевых рынков.
Наш успех в этом направлении зависит от эффективной коммуникации со всеми компаниями-партнерами. На сегодня это большая база поставщиков качественного пищевого сырья и производителей продуктов питания, торговых сетей, ресторанов.
Мы работаем с крупными игроками пищевой промышленности стран СНГ, Средней Азии, Ближнего Востока, Китая и ЕАЭС, а также сферы HoReCa и розничных сетей РФ. Портфель клиентов ежегодно увеличивается на 15%. События 2022 года никак не повлияли на этот рост — начиная с января уже заключили более тысячи новых контрактов.
По моим прогнозам, показатели ключевых критериев эффективности нашего бизнеса в ближайшее время будут только увеличиваться. Нашим партнерам — производителям пищевого сырья и продуктов питания, торговли сетям и ресторанам — также важно наращивать бизнес-показатели.
Без мощных каналов сбыта и поставок — как наш — большинству не обойтись. «Юником» в этом плане выступает не просто посредником, а гарантом качества продукции для одних и возможностей сбыта для других.
На нас большая ответственность, поэтому любые деловые отношения начинаем с анализа бизнеса партнера и прогнозов успешности взаимодействия. Это дает нам уверенность в надежности компаний, с которыми мы работаем.
Как удается справляться с новыми вызовами по логистике за рубеж?
Многие транспортные пути сейчас временно закрыты, и мы вынуждены искать новые логистические маршруты. Безусловно, это приводит к дополнительным затратам на перевозку и хранение продуктов.
Чтобы минимизировать риски для заказчика, самостоятельно формируем логистические цепочки и ищем перевозчиков, которые гарантируют нам оперативность и соответствие нормам транспортировки молочных продуктов. Кроме того, с 2018 года у нас есть свой грузовой автопарк.
Недавно организовали поставки через Беларусь и Казахстан, чтобы максимально быстро доставлять товары в ЕАЭС и в Азию. Эти локации располагаются в точках пересечения наших главных транспортных путей. Оптимизация логистики дает возможность детально контролировать процесс поставки товаров в страны, прямые перевозки в которые сейчас невозможны.
Есть ли у вас прогнозы по ситуации на рынке в ближайшее время? Какие горизонты вы планируете покорить в вашей отрасли, чтобы наращивать экспортный потенциал?
В условиях экономической нестабильности главным критерием успеха бизнеса на пищевом рынке является безупречное качество продукции. Думаю, большинство производителей продуктов питания сосредоточатся именно на повышении их ценности. Сейчас для этого есть все условия.
Государство активно поддерживает пищевиков всевозможными льготами. В каждом регионе локально наращивается сырьевая база и инвестиционный потенциал производителей молочной продукции.
Не раз на форумах и выставках сельскохозяйственного направления поднимался вопрос о постоянном улучшении технологической части заводов-производителей за счет закупки современного эффективного оборудования и включения инновационных решений в производство. Думаю, текущая ситуация даст толчок развитию экономики отечественного пищевого рынка.
Покупательная способность в B2C и в B2B сегментах сильно снизилась, на мировой бирже — постоянные скачки. Чтобы бизнес в сфере продаж и производства пищевой продукции мог расти (на экономику страны — это, конечно, тоже будет влиять положительно), нужно обеспечить рынок продуктами надлежащего качества.
А каких стандартов придерживаетесь вы?
Мы работаем для бизнеса и, безусловно, опираемся на интересы коммерческих предприятий при выстраивании партнерских отношений. Главный результат любого сотрудничества — это довольный клиент.
Понимаем, что пищевая отрасль развивается в непростых условиях — с одной стороны, необходимо придерживаться качества, с другой — не терять в объемах и с третьей — сохранять адекватную ценовую политику при удорожании сырья.
Мы остаемся надежным и гибким партнером, который помогает наращивать важные бизнес-показатели клиента. Обеспечиваем большие объемы поставок качественной продукции в любую точку мира на удобных условиях.
Мощности «Юником» растут с каждым годом. Для удержания высоких позиций на международном рынке нужны специалисты соответствующего уровня. Трудно ли найти таких?
Сильных специалистов, особенно менеджеров по внешнеэкономической деятельности, найти непросто. Готовых профессионалов мало даже на федеральном рынке.
Наши рекрутеры находятся в непрерывном поиске высококвалифицированных кадров. Костяк команды — это специалисты уровня high-end: они знают несколько языков, владеют ими на продвинутом уровне, переезжают из разных регионов страны и даже мира, чтобы работать в нашей компании.
Также ставку в подборе кадров делаем на амбиции кандидатов — заинтересованного сотрудника можно взрастить до мощного руководителя. Поэтому по большей части наша HR-политика направлена на то, чтобы создать все условия для профессионального развития персонала.
Компания дает каждому сотруднику возможность обучаться: приглашает экспертов международного уровня по продажам, маркетингу, сервису, личной эффективности и пр. Кроме того, для повышения квалификации менеджеров регулярно организовываем языковые курсы и оплачиваемые командировки за рубеж. Это один из главных факторов для карьерного роста.
Выходит, будущее молочного бизнеса все-таки за ценными кадрами?
Да. Правильно выстроенная структура — это главный актив любой компании, поэтому я лично принимаю участие во встречах с кандидатами и даю свою оценку по итогам диалога.
Какой курс у компании «Юником» на ближайшие пять лет?
У нас есть несколько приоритетных направлений. Одно из них — расширение рынка продаж. Планируем масштабировать географию присутствия как в России, так и за рубежом — будем продолжать наращивать экспортный и импортный потенциал.
Ближайшая перспектива — это выход на рынки Китая и Индии. Наши менеджеры активно ведут диалог с производителями пищевой продукции данных стран.
Кроме того, работаем над серьезным проектом, который планируем запустить через несколько лет. Это будет собственное производство — по предварительным прогнозам с мощностью переработки молока до 600 тонн в день. Также планируем производить продукт, аналогов которому нет на российском рынке. Делаю большие ставки на этот проект.