Анализ последствий экстренной консолидации электросетевого комплекса отлично иллюстрирует, насколько деструктивным для рынка и потребителей может стать практически абсолютная монополизация отрасли.
У нас на глазах происходит явная подмена целей и задач Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации. Заявленный второй этап консолидации (в течение 2017-2030 годов) должен был пройти под воздействием экономических стимулов, вынуждающих участников в жесткой конкурентной борьбе объединяться для дальнейшего выживания на рынке, с внедрением лучших практик, инструментов клиентоориентированности, усилением требований к собственному качеству и надежности. Несколько лет Министерство энергетики РФ транслировало в информационное поле совершенно логичную мысль: для удержания позиций на рынке и повышения качества обслуживания потребителей необходимо объединяться, развиваться, оптимизировать процессы, внедрять новые технологии и практики, снижать свои сравнительные затраты.
Однако 28 марта 2022 года Министерством энергетики РФ вносятся предложения по ужесточению критериев соответствия к ТСО, причем уже вступающих в действие в 2023 году. Мало того, что правила меняются на ходу, революционно и стремительно, что противоречит принципу стабильности гражданского оборота, так и их целесообразность вызывает серьезные вопросы. Принятие явно завышенных и исключительно количественных критериев соответствия (протяженность линий электропередач ЗОО км и мощность трансформаторных подстанций - 150 МВа) никак нельзя назвать инструментом повышения эффективности для малых ТСО.
Эффективность работы территориальной сетевой организации оценивается не количеством обслуживаемого оборудования, а способностью быстро и качественно решать задачи, обеспечивать надежность, снижать потери и оптимизировать затраты. Однако почему-то все эти важные параметры и критерии остаются за скобками отбора «лучших» в предлагаемом проекте.
Создается впечатление, что крупных игроков тщательно оберегают от внедрения методики регулирования в электроэнергетике по эталонам и иным качественным критериям. Несмотря на то, что о необходимости внедрения эталонов регулирования, снижающих коррупциогенность регулирования, его явное несовершенство и отсутствие единообразия, отраслевое сообщество говорит уже около 10 лет. Хотя очевидно, что только эталонное регулирование может показать объективную, истинную «картину» эффективности работы участников рынка и будет способствовать увеличению продуктивности всех ТСО. Что, в конечном итоге, неизбежно и приведет к росту эффективности обслуживания электросетевого оборудования, уходу с рынка наименее эффективных участников и, как следствие, снижению котловых тарифов.
Однако практика показывает, что цели административного воздействия на рынок находятся сегодня совершенно в другой области от качества и снижения затрат.
Так, к примеру, ООО «Интеграция», являясь негосударственной сетевой организацией, всегда выступало за конкурентный рынок, но продолжает регулярно сталкиваться с дискриминационными условиями в осуществлении своей предпринимательской деятельности. Несмотря на то, что является по ряду параметров эффективнее двух крупнейших государственных ТСО в регионе.
Возьмем такие показатели как стоимость обслуживания 1 у.е. оборудования, то есть то, во сколько потребителю обходится чистое содержание компании на единицу оборудования, без амортизации, а также процент потерь на сетях:
Казалось бы, хорошие показатели, компанию стоит поддержать, ведь она обходится для потребителя дешевле. Однако компания вынуждена третий год подряд добиваться справедливости в суде. В этом году Верховный Суд Республики Татарстан снова вынес четыре подряд (!) решения о признании недействующими с момента принятия постановлений об утверждении индивидуальных тарифов для ООО «Интеграция» на услуги по передаче и электроэнергии (был снижен более чем в три раза от указанного на графике), и тепловой энергии, и водоснабжению и водоотведению. Суд в очередной раз полностью согласился с доводами малой ТСО и признал, что Государственный комитет Республики Татарстан существенно занизил необходимую валовую выручку (НВВ) компании на 2022 год, не имея законных оснований на подобные действия.
Необходимо отметить, что ООО «Интеграция» успешно оспаривает постановления Государственного комитета РТ по тарифам с 2020 года. Так, в 2020 году были признаны недействующими три постановления об утверждении тарифов на услуги по передаче электроэнергии, водоснабжению и водоотведению. В 2021 году компания оспорила постановление о корректировке тарифа на услуги по передаче электроэнергии, которое было принято Государственным комитетом РТ по тарифам в целях исполнения решения Верховного Суда РТ о признании недействующим ранее принятого постановления, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на период 2021-2025 гг.
Можно ли говорить о реальном стремлении к эффективности, когда компании с более низкими затратами и процентом потерь всячески ущемляются, им производят необоснованные (что подтверждается судом) отрицательные корректировки, вымывая тем самым оборотные средства. Тогда как и без того самой дорогой компании региона производят положительные корректировки на 2,5 млрд руб.
Более того, если говорить о стремлении к эффективности и снижению затрат, то сетевые объекты указанного выше ГУП «Электрические сети», являющегося лишь держателем разных участков сетей и не выполняющего никакой реальной производственной деятельности, можно было передать на обслуживание не в АО «Сетевая компания» по контракту на более чем 500 млн руб., а в ООО «Интеграция» или другие аналогичные ТСО, много лет добросовестно работающие на рынке (ООО «РСК», ООО «Казанская энергетическая компания»). Пусть хотя бы частично, в порядке эксперимента, что предлагалось нами в рамках Круглого стола, прошедшего в Министерстве промышленности и торговли РТ 02.02.2022 г. Снижение величины расходов для общего котлового тарифа региона, исходя из объема передаваемого оборудования и разницы стоимости его обслуживания, могло составить до 150 млн руб. Но, как мы понимаем, государственная политика не ориентирована на реальное снижение расходов своих компаний.
Между тем, возвращаясь к эталонам - эталоны как метод стимулирующего тарифного регулирования направлены на снижение издержек электросетевых компаний и предотвращения установления завышенных тарифов. Такое регулирование позволит оценивать эффективную границу производительности, основанную на показателях наиболее эффективной фирмы в отрасли. Метод регулирования по эталонным показателям привлекателен тем, что доход фирмы определяется не его собственными издержками, а производительностью рынка в целом. Таким образом, данный способ регулирования является эффективной схемой фиксированной цены, которая делает фирму претендентом на доход, как, например, в модели предельной суммы выручки или цен, и это является основным стимулом для экономии издержек фирмы.
Вместо этого предлагается, в нарушение Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», создать необоснованные преимущества для крупнейших игроков и ущемить права множества территориальных сетевых организаций, которые будут вынуждены прекратить свою деятельность. Причем, вследствие ликвидации большого количества рабочих мест, пострадают не только сами работники ныне функционирующих ТСО, но и члены их семей.
Кроме того, главное - электросетевой комплекс существует ради потребителя. Но потребители уже сейчас не видят эффекта в предлагаемой консолидации. Формальное сокращение количества ТСО без учета экономических критериев не приведет к снижению котловых тарифов. Более того, по подсчетам, произведенным нашей Ассоциацией, передача объектов всех ТСО Республики Татарстан, включая сетевые объекты АО «Татнефть», в АО «Сетевая компания» увеличит стоимость их обслуживания с 0,8 млрд руб. до 8 млрд руб.
И это еще не считая самой стоимости выкупа электросетевого оборудования у малых ТСО(!). Данный выкуп предлагается осуществить не за счет чистой прибыли, допэмиссии акций, выпуска облигаций или иных источников. Нет. Цену этого выкупа предлагается учитывать в инвестиционных программах, что неизбежно также приведет к росту тарифов. То есть оплатить переход собственности на сетевые объекты предлагается потребителю, хотя от этого он не получит ровным счетом ничего (но заработают новые собственники-монополисты, заявляю ответственно, в чем и заключаются истинная причина этих проектов).
Более того, до сих пор не проработаны вопросы по подхвату электросетевого хозяйства со стороны крупных сетевых компаний, что приведёт к увеличению бесхозных сетей, аварийных ситуаций и, в результате, окажет существенное негативное влияние на безопасность и надежность электроснабжения, как минимум в первое время, во всем электросетевом комплексе Российской Федерации.
Сейчас, как никогда, становится важной главная задача электроэнергетики – быть основой экономического и промышленного развития. Поэтому считаем необходимым ввести мораторий на вступление в силу постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» и, вместо этого, ускорить переход к эталонному регулированию деятельности энергосетевого комплекса.