Несмотря на формальное завершение сроков первого этапа консолидации (2013-2017 гг.) его основной инструмент – сокращение количества регулируемых организаций исключительно за счет введения административных барьеров (критериев ТСО) – до сих пор продолжают использовать. С 2023 года для территориальных сетевых организаций будут постепенно ужесточаться данные критерии. В итоге, чтобы к 2026 году сохранить статус ТСО, компания будет обязана иметь в собственности подстанции суммарной мощностью не менее 150 МВА и сети протяжённостью минимум 300 км.
При этом практически не подготовлены экономические механизмы реализации второго этапа консолидации (2017 – 2030 гг.), в том числе до сих пор не внедрены сравнительные методы тарифообразования. На мой взгляд, очевидно, что некорректное тарифное регулирование, не создающее стимулов для повышения эффективности, не позволяет и даже не нацелено на ее оценку применительно к той или иной компании. При этом подход региональных органов регулирования к малым сетевым компаниям сильно отличается. Ряд их затрат (транспорт, обучение сотрудников, охрана труда, услуги связи, аренда производственных помещений) не учитывается в расчете необходимой валовой выручки. Несмотря на то, что эти расходы предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2015 года №184. Однако, анализируя тарифы крупных компаний, мы такого подхода почему-то не видим.
Между тем, даже отсутствие финансирования этих статей позволяет малым ТСО должным образом выполнять свои обязательства в части обслуживания объектов. Так, стоимость содержания одной условной единицы у малой ТСО может составлять 7,6 тыс. руб. а у крупной сетевой компании – более 35 тыс. руб.
Разница в стоимости содержания одной условной единицы у ТСО в Республике Татарстан.
Напомню, что в качестве целей консолидации заявляется повышение надежности и качества работы сетевых организаций, а также снижение финансовой нагрузки на потребителей. Монополисты и правительство постоянно говорят о неэффективности малых ТСО, однако такое обобщенное мнение основано на частных случаях и не должно экстраполироваться на более чем тысячу компаний.
Например, в ноябре 2020 года в Приморском крае прошел ледяной дождь, который нанес региону более 1 млрд рублей ущерба. Именно этот инцидент позволил заговорить о крайней необходимости ускоренной консолидации мелких ТСО. Из официальных источников складывается весьма красочная картина: в регионе работали целых 32 ТСО, но АО «ДРСК» (входит в «РусГидро») первыми восстановили работу сети, а потом еще помогали остальным ТСО в регионе. Однако из отчета АО «ДРСК» следует, что освободившиеся бригады были направлены для помощи лишь АО «Оборонэнерго» и АО «Артёмовская электросетевая компания». А затянувшееся более чем на неделю подключение о. Русский было как минимум обусловлено отсутствием сообщения с островом из-за повреждения вантовых опор моста. Кроме того, само погодное явление (ледяной дождь) было зарегистрировано в Приморском крае впервые за историю метеонаблюдений.
Между тем, имеются также и весьма яркие факты, когда из-за аварий на оборудовании крупных сетевых организаций оставались без света целые города, микрорайоны, десятки и сотни деревень. Они нам известны, памятны, не так ли? Но вы слышали, чтобы на этом основании предлагали закрыть эти компании?
В случае же утверждения вышеуказанных критериев по протяженности линий и мощности подстанций, по разным оценкам, статуса ТСО лишатся порядка 80% организаций. Фактически малого сетевого бизнеса больше не будет. Отсутствие тарифа сильно скажется на их деятельности и, в нарушение рыночных принципов, приведёт к тому, что компания будет вынуждена продать электросетевое оборудование единственному покупателю по заявленной цене, чтобы избежать расходов на его содержание. А ведь это действующие компании с квалифицированным персоналом, у которого есть семьи. Проблема может непосредственно затронуть около миллиона человек.
Опосредовано же проблема затронет всех потребителей электроэнергии в нашей стране. На обслуживание мощностей ушедших с рынка ТСО потребуются деньги, а значит возрастет нагрузка на потребителя. Поскольку, как я сказал ранее, у крупных компаний стоимость обслуживания одна из самых высоких. Несмотря на это именно самые крупные сетевые компании планируется наделить статусом системообразующих. По нашим подсчетам, передача объектов малых ТСО Республики Татарстан в АО «Сетевая компания» увеличит стоимость их обслуживания с 0,8 млрд руб. до 8 млрд руб. И это еще не считая самой стоимости выкупа электросетевого оборудования у малых ТСО(!). Монополисты предлагают учитывать расходы на консолидацию в инвестиционных программах, что неизбежно приведет к росту тарифов. Такой подход совершенно неприемлем.
Безусловно, государственная поддержка может применяться при консолидации бесхозяйных объектов (например, в виде включения реконструкции в инвестиционную программу или налоговых льгот для ТСО). Консолидация же функционирующих ТСО должна проводиться только за счет нетарифных источников, так как стоимость этих активов уже была оплачена потребителями через тарифы и не должна взыматься повторно.
Мы, малая ТСО, присутствуем в тех районах, в которых имеются объекты ГУП «Электрические сети» и подразделения АО «Сетевая компания». Но это не препятствует нашей деятельности по простой причине – потому что есть достаточно большое количество объектов, которые передают нам. Почему не передают ГУП «Электрические сети» или АО «Сетевая компания»? По разным причинам. Потому что не хотят отдавать или не довольны их качеством обслуживания. Их качество не является априори самым лучшим. У нас в Кукморе более 120 объектов на обслуживании, но при этом там находится РЭС АО «Сетевая компания», где работает порядка 90 человек. Тем не менее и нам находится работа. Должно оставаться место конкуренции, которая и определит, кто наиболее эффективно работает, кто с наименьшей ценой может показать лучшую скорость и качество обслуживания. У нас есть персонал, мы обслуживаем все наши объекты сами. Нам постоянно говорят, что в котле не хватает денег. Конечно, ведь применение административных механизмов консолидации не гарантирует передачу электросетевого оборудования наиболее эффективным компаниям. Не надо передавать объекты в компании с самой высокой стоимостью содержания. Необходимо передавать объекты тем, кто сможет обслуживать их по более низкой цене.
Разница в проценте потерь у ТСО в Республике Татарстан.
Как, к примеру, малая ТСО может быть в 2 раза эффективней, чем системообразующая ТСО, по столь существенному параметру как потери? В чем же тогда смысл принудительной консолидации при помощи не качественных, а искусственных количественных критериев? Первый этап консолидации показал нам, что уменьшение количества компаний (почти на 50%) не приводит к снижению тарифов, ведь котел распределяется между оставшимися на рынке ТСО, которые далеко не всегда самые лучшие и эффективные.
Предлагаю вернуться к тому, что изначально и предполагал третий этап Стратегии развития электросетевого комплекса РФ – к логике операционной эффективности. Естественная монополия – это всегда неэффективно. Снижение качества при увеличении стоимости неизбежно на всех монопольных рынках, это аксиома. Эффект масштаба, который любят использовать как стратегическое преимущество консолидации, не бесконечен. Это доказывает и исследование, проведенное РАНХиГС в 2021 году, согласно которому в Вологодской области, Республике Бурятия и Удмуртской Республике консолидация не привела к снижению тарифной нагрузки на потребителей. Более того, в нашем случае он не работает, потому что самая большая компания у нас – одновременно и самая дорогая для потребителя. Избыточная же централизация далее неминуемо приведет и к снижению качества взаимодействия с потребителями.
Поэтому, если мы действительно хотим увеличить надежность электроснабжения и ликвидировать избыточную финансовую нагрузку на потребителей, необходимо введение эталонных критериев, единообразия в тарифном регулировании, элементов конкуренции между сетевыми организациями за право консолидации и обслуживания объектов, ориентирование на лучшие практики и отказ от административной дискриминации.
Алексей Сергеев,
председатель совета директоров ООО «Интеграция»