Инвестиции в учебу: компании РТ перестали экономить на бизнес-тренингах
Новости партнеров Татарстан
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Партнер статьи:

Инвестиции в учебу: компании РТ перестали экономить на бизнес-тренингах

Малый и средний бизнес Татарстана называет основными проблемами нехватку средств на ограниченные возможности для развития. В республике для решения проблемы запустили новый портал для быстрого доступа к государственным
Бизнес-тренер, основатель тренингового центра Teamsoft Гузель Хисматуллина

Как рассказала первый заместитель генерального директора – руководитель центра «Мой бизнес» Фонда поддержки предпринимательства РТ Линара Бурханова, в Татарстане запущен портал фасстрек.рф. «Фасттрек» - уникальный портал, благодаря которому у каждого предпринимателя будет быстрый доступ к мерам поддержки через формат «единого окна». Весь пакет документов и заявку можно отправить в электронном формате на сайте. И это все без бумажной волокиты, записи на прием, ожидания в очередях и очных посещений», — сказала Бурханова.

Она отметила, что это уникальный для России инструмент. Он был разработан министерством экономики РТ и Фондом поддержки предпринимательства РТ в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Бизнес-тренер, основатель тренингового центра Teamsoft Гузель Хисматуллина в беседе с РБК Татарстан отметила, что целевая поддержка для бизнесменов – возможность вложиться в развитие своего дела. «Я рекомендую своим клиентам обращаться за целевой поддержкой в Фонд поддержки предпринимательства РТ. На этапе старта и развития иногда это очень необходимо. Форм поддержек много, и ими можно воспользоваться, главное, понимать зачем. Финансовая помощь дает возможность определить свою ценовую политику на определенный период времени. Это дает возможность вложиться в создание уникального торгового предложения. Или вывести на рынок новый продукт. Сделать то, на что в твоем бюджете нет средств. Вложить их в необходимое развитие. Ведь зачастую у компаний есть деньги только на выживание. Но, даже выживая, нужно развиваться. Кроме этого, в октябре появился портал ФАСТТРЕК, благодаря этому порталу у бизнесменов появилась возможность экономить свое время и подавать документы онлайн без очередей», — сказала Хисматуллина.

Проблемы бизнеса

Гузель Хисматуллина рассказала также, с какими проблемами сегодня чаще сталкивается малый и средний бизнес в Татарстане.

Вы много работаете с представителями малого и среднего бизнеса . Какие проблемы сегодня есть у бизнеса?

 В первую очередь проблема развития. Например, сегодня достаточно много стартапов, которые берут готовую бизнес-модель и реализуют ее. Но стартаперов много, а воронка узкая. Тех, кто превращается в устойчивый бизнес, мало. И это вопрос развития. Малый и средний бизнес вынужден постоянно меняться и развиваться. Здесь важно вовремя обратиться к бизнес-тренерам.

Также зачастую у компании нет понимания, куда она двигается из-за нечетко сформулированной стратегии. А это основа для принятия решений. Люди же тратят ресурсы на большое количество дел, не доводя их до конца.

Базовая проблема бизнеса - это кадровый голод. В СССР была одна из самых сильных систем наставничества. Это было наше огромное конкурентное преимущество, которое мы потеряли. Сегодня в любой крупной компании стоит одна из главных приоритетных задач – формирование кадрового резерва, восстановление наставничества, привлечение и удержание сотрудников.

В сложившейся экономической ситуации бизнес теряет доходы. Отказываются ли из-за этого предприниматели от тренингов?

Действительно, прибыльность компаний резко падает. Она минимальна – 5-7%. Все работают ради работы. И это, конечно, изматывает. Любой кризис ведет к тому, что бизнес сокращает такие крупные статьи расходов, как персонал. Экономят, в том числе, на обучении сотрудников. Но в последние годы все больше предпринимателей понимает, что на этом экономить не стоит. Если персонал неадекватен требованиям сегодняшнего дня, то он действительно становится статьей расходов. Если адекватен, то сотрудники являются статьей прибыли.

В таких условиях число клиентов все равно растет?

Да, за год мы приросли на 10-15%. В том числе и за счет физических лиц, которые стали гораздо активнее. При этом в России и в Татарстане происходит четкое разделение: люди, которые развиваются, и люди, которые находятся за чертой. Это проблема. Возможностей становится все больше, но целевая аудитория, которая понимает необходимость развития, растет не так быстро.

Кроме того, сейчас много так называемых «инфоцыган», которые якобы проводят тренинги. На деле же это своеобразные мотивационные спичи. Люди выходят с такого мероприятия на подъеме, но после осознают, что ничего полезного не вынесли. Тренинг – это всегда навыки. Клиент выходит с пониманием того, что и как делать.

Личностные тренинги вытесняют бизнес-обучение

Ваша компания работает в популярной сегодня нише бизнес-тренингов. Насколько высока конкуренция в Казани?

 Тренинги, действительно, сегодня на пике популярности. Пришло понимание, что долгая учеба - это не всегда эффективно. А тренинг - самая быстрая форма обучения, при этом конкретным навыкам. Teamsoft специализируется на бизнес-обучении: продажи, переговоры, управление, планирование и т.д. И это наше конкурентное преимущество, так как именно в бизнес-обучении конкуренция небольшая. Дело в том, что даже те компании, которые раньше работали в этом направлении, ушли в сферу актуальных сегодня личностных практик, тренингов личностного роста, саморазвития и так далее. Это тренд последних двух лет.

Поэтому могу сказать, что, с одной стороны, рынок тренингов перегрет. С другой стороны, найти экспертов в сфере бизнес-обучения, сложно. А для работы с малым и средним бизнесом важна экспертность. Необходимо обладать компетенциями адекватными сегодняшнему дню. Как только ты выпадаешь из бизнес-среды, которая сегодня меняется очень быстро, тебе тяжело вернуться.

Кто основной клиент тренингов? Чаще интересуются корпоративные клиенты или индивидуальные?

– Еще три года назад работа с корпоративными клиентами занимала у нас 70%. Сейчас соотношение примерно 50/50. Сегодня быстро заполняются открытые тренинги и мастер-классы, набор на управленческие тренинги закрывается за несколько месяцев до старта. Раньше такого не было. Отчасти это влияние самого рынка. Люди нацелены на движение вперед. С другой стороны, около 60% всех индивидуальных клиентов перешли из разряда корпоративных.

Если говорить о гендерном разделении, то клиентами управленческих тренингов на 80% являются мужчины. На мастер-классах 70-75% аудитории составляют женщины.

Представители каких сфер чаще всего становятся вашими клиентами?

– Зависит от сезонности и трендов. Например, сейчас к нам обращается большое количество IТ-компаний. Это логично, так как они вынуждены внедрять современные модели, которые предполагают другую корпоративную культуру. Чаще всего люди между собой взаимодействовать не умеют, поэтому идут к специалистам. Без навыков взаимодействия не получится внедрить инновации в компанию. Если говорить о сезонности, то, например, в марте начинается строительный сезон, и к нам обращаются строительные компании. Но мы всегда говорим, что приходить надо в феврале. Тогда есть шанс начать сезон раньше.

Работаете ли вы в онлайне? Как относитесь к онлайн-тренингам?

– Онлайн-тренинг требует огромного волевого решения. Для людей мотивированных и обладающих высокой степенью самоорганизации – хорошая вещь. Но таких людей мало. Поэтому это своеобразный самообман для руководителей, который считают, что экономят таким образом. Я не особо верю в эффективность онлайн-обучений.

При этом я понимаю, что надо в эту нишу идти. У нас есть такая стратегическая мысль. Сегодня это модно, и на онлайн-обучении можно хорошо заработать. Отмечу, что есть хорошие бесплатные онлайн-курсы, в которых можно найти полезные вещи. Кроме того, бесплатные обучения помогают понять, нужна ли вам эта сфера.