Компетенция , Татарстан ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Динамика фармрынка офлайн и онлайн в 2021 году

Партнёр статьи:

Почему, на ваш взгляд, специализированные площадки заказа лекарств и парафармацевтики – самые быстрорастущие сегменты eCommerce?

Фармацевтический сегмент eCommerce, в отличие от остальных сегментов, органически растущих уже много лет, до недавнего времени развивался в рамках законодательных ограничений. Только в апреле 2020 года был принят закон, дающий право аптечным организациям осуществлять торговлю лекарствами дистанционным способом. То есть, если раньше, используя специализированные онлайн-площадки или сайты аптечных сетей, можно было только заказать препарат, а оплачивать и получать его необходимо было в аптеке, то сегодня разрешена и сама доставка препаратов, правда на данный момент только безрецептурных.

Эти изменения в законодательстве не только обеспечили возможность организовать дистанционную торговлю аптечным сетям, но и открыли доступ к фармацевтическому рынку крупнейшим игрокам онлайн-ритейла, некоторые из которых получили аптечные лицензии, и стали включать в свой ассортимент безрецептурные препараты.

График 1
График 1

График 2
График 2

Чем обусловлен рост количества заказов в сегменте ePharma в 2020-2021 годах? Почему так активно развиваются онлайн-каналы фармацевтического рынка и увеличивается количество заказов на специализированных площадках и маркетплейсах?

Самыми быстрорастущими сегментами eCommerce сегодня можно назвать eGrocery (интернет-магазины и сервисы доставки продуктов питания) и ePharma (специализированные площадки заказа лекарств и парафармацевтики). Распространение на аптечный ассортимент или его часть уже привычного для других сервиса доставки, а также подключение маркетплейсов, способствовало резкому прогрессу онлайн-сегмента фармацевтического рынка. До этого развитие обеспечивалось преимущественно растущими онлайн-продажами комплексов витаминов и БАД. Пандемия стала важнейшим фактором, как и закон, разрешивший дистанционную торговлю лекарствами, принятый именно на фоне ограничительных мер прошлой весны.

При этом, стоит отметить и изменения потребительского поведения. Это привело к кратному росту онлайн-заказов аптечного ассортимента, а ePharma стал практически самым быстрорастущим сегментом eCommerce. Заказов в 2020 году в этом сегменте стало больше на 140%, а объем в денежном выражении, по разным оценкам составил от 93 до 131 млрд рублей.

График 3
График 3

Как изменился фармацевтический рынок после внедрения дистанционной торговли? Какой объем продается онлайн?

Правильнее говорить не о внедрении дистанционной торговли, а о том, что она стала разрешена. Внедрение пока еще продолжается, и все больше игроков подключается к процессу. Если раньше это были специализированные площадки, где можно было только заказать препарат, то сегодня торговать и доставлять препараты стали и крупнейшие маркетплейсы, и не только они. Все крупные аптечные сети имеют свое онлайн-представительство.

Если говорить о прогнозах объемов, здесь важно отметить, что участниками товаропроводящей цепочки стали крупные онлайн-ритейлеры, не имеющие отношения к классическому фармрынку Сам объем рынка никак не изменился, просто появился новый современный канал, а с учетом потребительского опыта, часто более привычный. Поскольку аптечная продукция – это стандартизированный товар (нет необходимости выбирать его на месте), то, перспективы развития представляются значительными.

Согласно оценке DSM Group по итогам 9 месяцев 2021 года доля ePharma в общей структуре розничного фармацевтического рынка уже достигла 8,4%, увеличившись почти в 2 раза по сравнению с 2019 годом (4,5%). И это средние по фармацевтическому рынку цифры. По итогам 2021 года они могут приблизиться к 10% или более высоким значениям. В эту цифру, конечно, входят, и продажи в обычных аптеках по предварительному онлайн-заказу, сформированному на специализированных площадках.Причем, данные показатели не предел. Например, в структуре продаж АКВИОН, доля онлайна уже достигла 32% и продолжает расти. Преимущественно за счет онлайн-заказов с последующим выкупом в аптеке, но и доля маркетплейсов стремительно увеличивается. Эта цифра велика в том числе еще и потому, что часть аптечного ассортимента, например, БАД, уже давно доступна на маркетплейсах. Поэтому портфель АКВИОН широко представлен в онлайне уже несколько лет.

График 4
График 4

График 5
График 5

Есть мнение, что несетевым аптекам сложно конкурировать в онлайне с крупными сетями. Так ли это?

В целом, конечно, успех продвижения через онлайн-каналы, зависит от ресурса, которым располагает аптека. Некоторые аптечные сети давно активны в онлайн, работая как с ассортиментом безрецептурных лекарственных средств, так и с ассортиментом, доступным для доставки. Но сегодня граница между сетевой и несетевой розницей уже размыта. Доля самостоятельных одиночных аптек сегодня крайне мала (по оценкам аналитиков их менее 10%). Многие аптеки – участники аптечных ассоциаций, которые по ряду признаков также можно отнести к аптечным сетям. Ассоциации развивают свои онлайн-площадки, а значит и доступ к этим каналам. В итоге, некоторые «несетевые» аптеки не менее успешно реализуют продукцию онлайн.

Можете ли вы сделать выводы относительно роста фармрынка и дать прогнозы на будущий год?

Опираясь на наблюдения текущего года, можно сравнить динамику разных сегментов фармацевтического рынка и выделить краткосрочные тренды. Такие, как рост сегмента препаратов против простуды и ОРВИ с марта и до конца 2020 года. Причем, динамика, безусловно, стала реакцией на пандемию. В условиях неопределенности граждане закупали лекарства впрок (это относилось и к препаратам курсового приема, и к препаратам, которые «нужны всем»: обезболивающим и противопростудным). А в первом полугодии 2021 года последовала реакция – резкое снижение продаж в сегменте по отношению и к 2020 и даже к 2019 году (по данным IQVIA). Но есть и более устойчивые тренды, такие как рост рынка БАД, наблюдаемый в прошлом и в текущем годах: 12% и 13% соответственно за период январь-август по данным IQVIA (по данным AlphaRM динамика рынка БАД достигла 25%).

Для сравнения – розничный рынок лекарственных средств за те же 8 месяцев 2020 года с учетом ажиотажного «пандемийного» спроса, по данным IQVIA вырос на 6%, а за 8 месяцев 2021 года только на 2,4% (по данным AlphaRM – на 10%). Эти цифры указывают на растущее внимание граждан к тематике здоровья, здорового образа жизни и профилактики, а эксперты прогнозируют продолжение роста eCommerce в ближайшие годы.

Тимур Серазев, директор по маркетингу и стратегическому развитию АКВИОН.